Воскресенье, 19.11.2017, 22:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Естествознание

Жукова С.Ю. ДИДАКТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ СОЛНЦА НА ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ»

Идеи дидактического сценирования и новых форм организации учения-обучения зародились в рамках мыследеятельностной педагогики. Освоение педагогами задачно-целевой и проблемной форм организации учения обучения позволит сделать существенный шаг в развитии образования, преодолев главный его порок, названный философами «полуобразованностью». Полуобразованность как диагноз не касается количества знаний, а характеризует их качество: они оказываются урезанными с двух сторон - без начала и без конца. Для людей, получивших образование, остается неизвестным ни происхождение знания (история идей, терминов, авторства, культурного контекста), ни сфера его применения.

Идея искоренения полуобразованности как преграды для развития образования и личности положена в основу разработок мыследеятельностной педагогики. Её представители решительно протестуют против факта, что вместо полных образцов передаются не имеющие деятельностного смысла отдельные результаты некоторой деятельности или мышления, вырванные из контекста их прохождении и использования. Источник такого положения дел связывается с неверным толкованием понятия содержания образования, когда наборы простых сведений и операций замещают собой процессы деятельности, в которых они создавались и употреблялись.

Таким образом, переход к новым стратегиям обучения требует переосмысления термина содержание образования. В мыследеятельностной педагогике содержание образования рассматривается с точки зрения результата, который проявляется на учащихся. В контексте вышеизложенного рассмотрим сценарий урока по астрономии по теме «Влияние Солнца на жизнь Земли».

Цели урока: продемонстрировать учащимся значение исследований проблемы солнечно-земных связей; формирование понятий о солнечном ветре, о роли солнечного излучения в существовании и развитии жизни на Земле, о взаимодействии солнечного ветра с магнитным полем Земли.
Основные результаты: усвоение взаимосвязи солнечной активности с геофизическими явлениями, а также механизм влияния физических процессов, происходящих на Солнце, на условия жизнедеятельности человека на Земле.
Осваиваемый способ: обобщение изученного ранее материала, путем построения аналогий и систематизации знаний.
Что ученики осваивают: результаты воздействия проявлений солнечной активности на атмосферные, климатические, биосферные процессы, результаты проявлений солнечной активности на общее состояние и здоровье людей.
Что ученики знают к началу урока: системные и общие знания по изучаемым вопросам.
Описание осваиваемого способа: данный урок проходит в форме обобщающего, где основным источником получаемой информации выступают учащиеся, учитель только направляет в нужное русло представляемую информацию.
Подготовительное задание:
Выявление уровня и ориентировки учащихся в предстоящей деятельности, обнаружение школьниками их недостаточной компетентности в том, что предстоит изучать на уроке. Задаются вопросы вида «Ионосфера Земли связана с Солнцем следующим образом: ...», «Что называется хромосферой Солнца?», «Солнечная активность — это ...» и другие.
При получении ответов на подобные вопросы учителю легко удается выявить уровень знаний учащихся, а затем и построить правильно ход урока и направить учащихся на правильный конечный результат.

Вариативный план работы:
После выявления уровня осведомленности учащимися по данной теме учитель переходит к обобщению и систематизации знаний по этому вопросу, учитель в данной ситуации выступает в роли направляющего, а ученики ко всему приходят самостоятельно путем решения различных проблемных ситуаций «заданий - ловушек», подготовленных заранее. Рассматриваются такие ситуации выход, из которых ученикам сразу не известен, а к правильному выводу они приходят путем постоянного решения «заданий-ловушек». Также, если ученики ошибаются, то обсуждается и причины их ошибки.
Рефлексия: Итоги подводятся самими учащимися по ходу обобщающего урока во время решения различных проблемных ситуаций.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz