Четверг, 13.12.2018, 21:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология

Алейникова О.С. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В последнее десятилетие в области народного образования произошли существенные перемены, которые не могли не отразиться и на содержании многих образовательных областей, в том числе словесности. Несмотря на засилье элементов англо-американской культуры (и, в частности, языка) возрастает интерес к родной истории, в том числе и к истории родного языка. Об этом свидетельствует появление на полках книжных магазинов новых работ по истории языка, новых словарей. Начать ная школа - это, казалось бы, область, наиболее далёкая от такой сложной науки, как история языка, и тем не менее отдельные элементы исторического комментирования, ознакомления школьников с историей слов проникают и сюда.
Рассмотрим далее сущность этимологического анализа как вида языкового анализа.

В современной языковедческой практике термин этимология употребляется в следующих значениях:
1. Отдел языкознания, изучающий происхождение слов.
2. Происхождение (применительно к словесному знаку).
3. Установление происхождения слова. В этом же значении употребляю гея термины: этимологизация, этимологизирование, этимологический анализ.
Этимологизировать - значит устанавливать первоначальное (истинное, основное) значение слова, то есть отыскивать то исходное слово (этимон), от которого произошло рассматриваемое слово. Шанский Н.М. этимологическим анализом называет определение ранее существовавшего морфологического строения слова и его прошлых словообразовательных связей [1]. Процесс установления таких связей называется научным анализом, а его результаты -научной этимологией.

Научный анализ не исключает того, что в процессе установления этимологии какого-либо конкретного слова учёными могут быть выдвинуты разные, противоречивые гипотезы о происхождении одного и того же слова - объекта исследования нескольких этимологов. Вполне возможно, что спустя некоторое время одна из гипотез или обе окажутся несостоятельными и будут заменены третьей, научно аргументированной этимологией.
Это обстоятельство позволяет выделить две разновидности научной этимологии:
1)    истинную, окончательную, бесспорную, абсолютно надёжную;
2)    гипотетическую, условную, предположительную, проблематичную. Если первая разновидность не допускает двояких толкований, разных объяснений одного и того же языкового факта, то вторая, гипотетическая, выдвигает ряд предположений, гипотез о происхождении данного слова и связи его с аналогичными словами как внутри языковой семьи, так и в родственных языковых семьях. В языке существует много слов, этимология которых имеет гипотетическое объяснение, но большее количество слов ждёт своих толкователей.

Мы полагаем, что в начальных классах следует опираться на первую разновидность научной этимологии, т.е. на окончательную и абсолютно надёжную. Иначе говоря, этимологические справки должны быть научно достоверными. С другой стороны, справки этимологического характера обязательно должны быть адаптированы к особенностям восприятия младших школьников, их интеллектуальным возможностям, а также методически организованы для усвоения на каждом конкретном уроке.
Методисты и учителя отмечают, что склонность к этимологизированию - это ярко выраженная присущая детям дошкольного и младшею школьного возраста особенность. Любимый вопрос ребенка - вопрос «Почему?». И ответить, почему так, а не иначе названы предметы, признаки, действия - значит не только удовлетворить любопытство ребёнка, но и проявить уважение к маленькому носителю языка как к личности, создать условия для появления у него стойкого интереса, любви к речи своего народа [2].

Для того чтобы начать работать с этимологическим анализом в начальной школе, необходимо, на наш взгляд, несколько условий:
-во-первых, понимание учителем начальных классов сущности и особенностей этимологического анализа как одного из видов языкового анализа;
-во-вторых, методические навыки включения этимологического анализа в канву словарно-орфографической работы на уроке;
-в-третьих, желание учителя систематически и целенаправленно обращаться к истории слов на уроках русского языка и чтения;
-в-четвёртых, наличие справочной литературы.

Мы считаем, что соблюдение указанных условий позволит обеспечить эффективность проведения этимологического анализа в начальной школе на уроках русского языка.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Шанский Н.М. Этимологический анализ слова // Русский язык в школе. 1956. №4.с.58.
2. Бабушкина Т.В. Этимологический анализ в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.2001.№2.с.27-30,

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz