Четверг, 13.12.2018, 21:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология

Бовтко С.В. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема формирования навыков не только беглого, но и сознательного, выразительного чтения сохраняет свою актуальность на протяжении длительного времени. Вопросы обучения чтению, выразительности чтения и речи получили научную разработку в трудах Ф.Буслаева, К.Ушинского, В,Острогорского, Б.Головина, М.Рыбниковой, Т.Завадской, Б.Найденова и других исследователей. В их работах уделяется внимание не только обучению чтению, восприятию и интерпретации высказывания, но и выразительности речи (ее содержательности, точности, логичности, эмоциональности, образности, соответствии литературной норме). Современные лингвисты, психологи и методисты связывают воедино вопросы развития выразительности речи и чтения с культурой речи, подчеркивают, что работа над развитием речи есть одновременно и работа над развитием мышления, творческих способностей. Как монологическую речь рассматривают чтение вслух, отмечают, что выражение и своих мыслей, переживаний, и передача чужого текста требуют осмысленности и эмоциональности.

В школьной практике, исходящей из основных положений научных исследований, понимают выразительное чтение как «устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы» (2). Признаками выразительного чтения называют «хорошую дикцию, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточную громкость, темп, умение их регулировать; умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски» (2). То есть ученику, чтобы научиться читать выразительно, необходимо овладеть определенными умениями и навыками, базирующимися на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.

Подготовительным этапом в овладении интонированием рассматриваются специальные упражнения для отработки компонентов техники речи: дыхания, дикции, голоса. Дыхательные упражнения помогают увеличить общий объем запаса воздуха, совершенствовать умение незаметно пополнять и экономно его расходовать. Дикционную отчетливость произношения позволяет совершенствовать проговаривание скороговорок, чистоговорок, трудных в артикуляционном отношении сочетаний гласных и согласных. Использование упражнений для совершенствования голоса помогает научить детей правильно задавать его силу (громкость), сделать подвижным (способным без усилий изменяться по силе, высоте и темпу), благозвучным (освобожденным от неприятных призвуков), способным выделяться на фоне других звуков.

Основой для формирования общего умения читать выразительно являются умения, связанные с анализом текста: проникать в смысл, разбираться в эмоциональном настрое, определять задачу чтения. Первостепенная роль в передаче смысла читаемого текста принадлежит логическому чтению (умению находить и при чтении выделять наиболее важные для передачи смысла слова, определять место логических пауз)- Эмоциональность чтения обеспечивается осознанием мотивов поступков, чувств героев, проникновением в подтекст, определением личного отношения к событиям, героям, описаниям природа, определением задачи чтения (какое отношение вызвать у слушателей).

Практически это может осуществляться таким образом. Обратимся к тексту сказки С.Воронина «Необыкновенная ромашка».

В начале урока проведем речевую разминку (2-3 минуты). Начнем с упражнения на дыхание «одуванчики», которое позволит не только настроить речевой аппарат, но и настроиться на тему урока. Для развития артикуляции и дикционной четкости используем скороговорку и слова из текста, которые могут вызвать затруднение при чтении. Пословицу -для отработки логики чтения, силы голоса и темпа.
Во вступительной беседе о природе, цветах, обратимся к иллюстрациям, поразмышляем о том, почему природу называют живой, способна ли она чувствовать. После первичного чтения определим общую эмоциональную направленность произведения. Повторное чтение дети осуществляют самостоятельно, получив задания для работы в трех группах, соответственно готовящих характеристику главных героев повествования. В ходе беседы, анализируя текст, отвечаем на главные вопросы: почему только с Лекой разговаривает Ромашка? Каждый ли может услышать голос природы? Также в ходе беседы, обращая внимание на чувства и поступки героев, определяем авторское и личное отношение к ним, интонацию и задачу чтения. Готовясь к чтению по ролям, производим разметку логических ударений и пауз. После выразительного чтения отвечаем на вопрос: удалось ли чтением показать, почему Ромашка, умеющая чувствовать и разговаривать, превратилась в обыкновенный сорванный полевой цветок?

Построенная таким образом работа над текстом позволяет формировать навыки анализа текста, умение понимать эмоциональное состояние героев, давать оценку происходящему, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, использовать соответствующие средств а выразительности.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz