Воскресенье, 16.12.2018, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология

Дворяк М.И. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На уроках русского языка наряду с изучением фонетики, грамматики, лексики, орфографии особое внимание следует уделять знакомству учащихся с фразеологией: именно в ней проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Кроме того, фразеология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает их речь живой, выразительной, эмоциональной, создает предпосылки для более высокой степени восприятия художественных текстов. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.

Изучение фразеологизмов важно для познания языка, его системы. Ознакомление школьников с фразеологическими сочетаниями способствует формированию у них научного мировоззрения, вооружает основами знаний о фразеологическом составе русского языка.

«Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значения и особенностей употребления требует целенаправленной, специально организованной работы. Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако обучению фразеологии следует уделять'-внимание и в начальном курсе русского языка, поскольку усвоение фразеологических единиц - постепенный, длительный процесс. Можно сказать, что процесс обогащения речи фразеологическими единицами носит накопительный характер, поэтому, чем раньше его начать, тем лучше окажется результат такой работы» [1, с.49].

Обучение фразеологии будет более успешным, если выявить самые эффективные методы и приёмы, которые могут быть использованы учителем при изучении различных тем школьного курса. Выбор методов и приёмов определяется основной задачей коммуникативного изучения русского языка - не только научить детей слышать фразеологизмы, видеть их в тексте и понимать, но и активно, стилистически оправданно употреблять в речи, в повседневном общении.
Какими бы разнообразными методами и приёмами мы не пользовались, всё-таки надо признать, что главным является продуманная система упражнений: от наблюдения за фразеологизмами к употреблению их в речи.

Задания к упражнениям могут быть различного характера, например:
•    найти фразеологизм в предложении и тексте, назвать или подчеркнуть его.
•    вставить нужные по смыслу слова, которые всегда употребляются в составе данных фразеологизмов: купить ... в мешке; дует как ...на крупу;
•    «учитель называет значение фразеологизма, а ученики должны вспомнить сам фразеологизм: Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе)» [2, с. 21];
•    подобрать фразеологизмы определённой тематики. Например: «назовите фразеологизмы, связанные с названием животных (работать как лошадь, медвежья услуга, ворон считать и др.)» [2, с. 20],
•    дополнить предложение фразеологизмом, подходящим по смыслу.
Например: Я провожу время очень однообразно Утром дела не делаю, а так ... (с пустого в порожнее переливаю);
•    заменить фразеологизмы словами (отвечающими на вопрос «Как?», близкими по смыслу глаголам и т.д.), например: Капля в море (мало), без сучка и задоринки (хорошо) или воспрянуть духом (ободрить), дать знать (сообщить);
•    определить, в каком стиле речи уместны следующие фразеологизмы: быть на седьмом небе; точить лясы; филькина грамота;
•    к данным устойчивым сочетаниям подобрать антонимы: кот наплакал, рукой падать, бить баклуши;
*    к данным фразеологизмам подобрать синонимы: во весь дух, как в воду канул, лить слёзы.

Творческие работы: придумывание учениками предложений с использование фразеологизмов, составления рассказа, сказки, стихотворения или написание сочинения с применением определённых фразеологизмов; составление рассказов по картинке с фразеологизмами; подготовка рисунков, отражающих содержание фразеологизмов; конкурс на лучшее оформление обложки книги о фразеологизмах; составление и разгадывание кроссвордов, посвященных фразеологизмам; написать репортаж, интервью, киносценарий, фантастический рассказ, мистический триллер, используя как можно больше фразеологизмов.

Таким образом, проблема изучения фразеологизмов в начальной школе является актуальной и требует максимального внимания к себе. При этом необходимо определить содержание обучения фразеологии, эффективную методику изучения фразеологии на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)    Ерабчикова Е.С. Компьютерная анимация как средство изучения фразеологии языка// Народная асвета, 2006, № 7.
2)    Шикель Т.А. Как сделать урок русского языка интересным // Русский язык и
литература, 2006, № 4.


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz