Понедельник, 28.05.2018, 10:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология

Филимонова Е.С. РЕЧЕВАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ПОЗИЦИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Проблема развития языковой и речевой способностей младших школьников является важной лингводидактической проблемой современного процесса обучения младшего школьника. На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте, и неразрывно действующая вместе с ней речевая способность, которая реализуется во внешней речи. Человек пользуется речью при осуществлении любого вида деятельности, то есть всегда осуществляет деятельность речевую (внутреннюю и внешнюю).

Чтобы высказать в речи те или иные мысли, человек должен перейти от невербального мыслительного кода, «кода образов и схем», к вербальному, словесному коду. Этот переход осуществляется с помощью внутренней речи. Затем эти «внутренние слова» выводятся во внешнюю речь, то есть происходит процесс «ословливания мысли».

Таким образом, для осуществления языковой и речевой работы в начальных классах следует опираться не только на внешнюю речь, в которой реализуется речевая способность человека, но и на речемыслительную деятельность на этапе внутренней речи, в процессе которой реализуется языковая способность.
Под языковой способностью мы вслед за Ю.В. Поповым понимаем способность человека в процессе речемыслительной деятельности на этапе внутренней речи создавать языковые знаки для формирующей речи [1].
Под речевой способностью мы понимаем способность человека использовать языковые знаки, которые создаются им в процессе речемыслительной деятельности во внутренней речи, для выражения мыслей в формах внешней речи, а также для понимания речи других.

Языковую и речевую способности младших школьников следует развивать в неразрывном единстве, опираясь на упражнения комплексного характера при помощи которых возможно создать условия для того, чтобы учащиеся могли анализировать языковые явления как элементы речемыслительной ситуации, го есть как связку «мысль-язык» в реальных или воображаемых речевых обстоятельствах и выявлять функции этих явлений языка при формировании и выражении мыслей в речи [2].

Одним из вариантов такой комплексной работы являются тематические таблицы слов, которые строятся на основе тематических групп слов и позволяют органически соединить лексическую, лексико-грамматическую и речевую работу на уровне предложения и текста.

Это многоплановая и многоцелевая работа. На первом этапе должно быть организовано выявление учащимися с помощью учителя тематически связанных слов, то есть лексики, которая необходима для построения высказываний на заданную тему. Это можно сделать в ходе специально организованной беседы. Выявляемые слова должны фиксироваться в специальной таблице, а затем использоваться при построении речевых высказываний. Таблица может оформляться учителем на доске. В ходе беседы учитель может привлекать наглядный материал: картины, картинки, фотографии, слайды и т. д. Это оживит работу, будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, поможет выявить точные, эмоционально окрашенные слова, необходимые для характеристики анализируемого предмета. На последующих этапах работы наглядный материал может служить зрительной опорой при воссоздании информации и формировании высказываний.

На промежуточном этапе работы на материале включенных в таблицу слов можно составлять предложения.
На заключительном этапе может предусматриваться составление связного текста или даже нескольких текстов для разных групп учащихся.

В результате такой работы в сознании учащихся будет формироваться некоторое смысловое поле, которое затем может преобразоваться в мыслительное содержание речевых высказываний и получить с помощью включенных в таблицу слов свое выражение в создаваемых предложениях, текстах. Объем таблицы, количество и характер включаемых в нее слов зависит от возраста учащихся, уровня их речевого и интеллектуального развития, от конкретных целей и задач, которые планируются на уроке.

Например, если в итоге работы с тематической группой лексики планируется составление отдельных предложений, то таблица заполняется лишь словами, необходимыми для следующих предложений. Именно эти слова и выявляются в ходе беседы. Если планируется составление связного текста, то в таблицу включаются слова позволяющие создать на их основе текст. Характер планируемого текста также будет влиять на объем и характер включаемых в таблицу слов.

Таким образом, предлагаемая работа с тематическими таблицами слов имеет важное значение для развития языковой и речевой способностей младших школьников, поскольку она позволяет развивать у детей данные способности в их тесном взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Попов Ю.В. Трегубович Т.П. Текст: структура и семантика. Мн., 1984.
2.    Катонова Е.М. О соотношении языка, речи и мышлении в речемыс-лительной деятельности // Пачатковая школа.    М, 9/2002. - с.6-8.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz