Воскресенье, 19.11.2017, 22:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология

Глазман Л.Я. ПРОБЛЕМАТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСЛАНИЙ ИВАНА ГРОЗНОГО: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

Огромное значение для развития публицистического жанра в истории русской литературы имеет эпистолярное наследие Ивана Грозного - талантливейшего писателя своего времени. Главную роль здесь играют политические послания, из них выделяют как дипломатические, так и обращения к русским адресатам. Спецификой посланий является то, что они служили деятельности царя, который в стремлении к централизации и укреплению государства наиболее остро почувствовал силу слова, нашел способ умело его использовать в государственных делах. Целью нашей работы является показать политические послания Грозного с точки зрения их проблематики, про¬следить, с помощью каких стилевых средств раскрывается в них центральная идея царской власти, учитывая при этом литературный и исторический контекст эпохи. При изучении данной темы был использован культурно-исторический метод и метод компаративистики.

Надо отметить, что в середине XVI века в укрепляющемся и растущем Российском государстве уже активно развивалась публицистика. Иван Грозный, «прорываясь» через стилевые и жанровые каноны, все же не отказался от традиции и во многом воспринял опыт предшественников. У Иосифа Волоцкого, как отмечает Д.С. Лихачев, Грозным был заимствован «принцип систематического разбора всех вопросов, поднятых его противниками» [1, с. 316]. Однако такой подход во многом был обусловлен еще и обычаями дипломатической переписки. Идея Максима Грека о нравственной ответственности царя перед Богом за судьбы своей страны и подданных в какой-то мере была перенята Иоанном Васильевичем, а программа компромисса 'между двумя борющимися за власть группами господствующего класса осуществлена в период правления «избранной рады». Даниил вводит в свое творчество просторечную лексику, чего совсем не чуждался Грозный. Иван Пересветов же сильно идейно повлиял на царя. В своих публицистических памфлетах «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмете-Салтане» он доказывает необходимость единодержавной формы правления государством и устранения боярства, предлагает ряд преобразований и жесткие меры наказаний, чем предвосхищает учреждением опричнины. Политический идеал видит в грозном мудром царе. Иоанн Васильевич частично осуществил эту политическую программу, нашла она свое отражение и в посланиях. Так, во многом используя идеи и опыт предшественников, Грозный создает свой неповторимый стиль и вносит свои оригинальные идеи, используя широко при этом возможности царской власти. Здесь особенно важно, что Иоанн Васильевич смотрел не с позиции наставника или советчика, а как самодержец, сам претворяющий свою идею в жизнь. И в связи с этим она получает' особое звучание.

Закономерно, что царь нашел новые способы выражения своих мыслей и реализации политической программы, не желая быть связанным традицией письма, которая его ограничивала. Власть царя, образованность и огромный талант позволили Грозному преодолеть рамки, в которые был поставлен писатель XVI века. Стиль посланий и все его особенности работают на раскрытие идеи божественного происхождения царской власти, которая последовательно излагается и утверждается Грозным через все его творчество: «самодержавство божиим изволением почен» [2, с. 9]. Каждое послание начинается и заканчивается пространными доказательствами властных, практически безграничных прав Грозного, причем как на Русской земле (в обращениях к подчиненным), так и за ее пределами (дипломатические послания). Именно эти доказательства дают царю, с его точки зрения, много¬численные права (свободное распоряжение подчиненными: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же» [2, с. 30], права на Ливонию, на презрительное отношение к шведской и английской власти). Грозный долго и много убеждает, делает это грамотно и одно¬временно эмоционально. Смешивает противоположные традиции письма, подкрепляет речь цитатами из Библии и светских источников, постоянно возвращается к важной мысли «яко едино слово обращая семо и овамо» [2, с. 17].

Таким образом, мы видим, как складывается новый неповторимый стиль в истории русской публицистики, способствующий ее развитию, утверждающий на русской политической арене важность словесного таланта.

  1. История русской литературы / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье [ и др.]; под общ. ред. Д.С. Лихачева. -М.: «Просвещение», 1980. -462 с.
  2. Послания Ивана Грозного / Под. ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.-Л.: «Издательство Академии наук СССР», 1951. - 715 с.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz