Четверг, 13.12.2018, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология

Половцев Д.О. МИР ДЕТСТВА В РАССКАЗАХ Э.М. ФОРСТЕРА
Эдуард Морган Форстер (Edward Morgan Forster, 1879–1970) – один из крупнейших писателей английской литературы XX века. Он является автором ряда романов, сборников рассказов, книг биографического характера и большого количества литературно-критических статей. В настоящее время наблюдается возрождение интереса к творчеству писателя, что обусловлено тем, что читателя, как справедливо указывает отечественный литературовед Ю.В. Стулов, «привлекает игра субъекта и объекта, их взаимоперетекание, подвижность границ маскулинности и фемининности, тайные страхи героев и их откровения в форме притч» [1, с. 158]. Это все справедливо не только по отношению к его романам, например, «Куда боятся ступить ангелы», «Комната с видом», «Поездка в Индию», «Морис», но и к малой прозе.    
Прежде чем непосредственно перейти к анализу рассказов прозаика, остановимся на некоторых моментах, составляющих основу его художественной системы. Необходимо иметь в виду, что для писателя магистральной является дихотомия «развитое – неразвитое сердце» (по терминологии самого прозаика), пронизывающая все его творчество. Согласно теории автора о «неразвитости» английского сердца, английский национальный характер «страдает» сердечной «незрелостью», что мешает англичанину жить в «полную силу». Как утверждает Э. М. Форстер, «неразвитое сердце» ("undeveloped heart”) не означает холодного сердца; человек с «неразвитым сердцем» склонен сдерживать свои чувства. В эссе «Заметки об английском характере» ("Notes on the English Character”, 1920), которое открывает сборник критических статей и эссе «Эбингерская жатва» ("Abinger Harvest”, 1936), Э. М. Форстер отмечает, что англичанин «боится дать волю чувствам. Его [англичанина. – Д.П.] учили в школе, что проявлять чувства – неприлично, это дурной тон» [2, c. 285]. 

Мир детства в рассказах Э.М. Форстера существует между полюсами бинарной оппозиции «развитое – неразвитое» сердце. Именно герои-дети обладают «развитыми сердцами» и стремятся найти свою «ту сторону», которая отлична от «этой стороны» героев-взрослых с «неразвитыми сердцами» (один из рассказов Форстера носит название «По ту сторону изгороди»). «Неразвитое сердце» героев-взрослых представляется не только холодным, но и закрытым сердцем; оно чуждо всему иному. Закрытый мир героев с «неразвитыми сердцами» не впускает ничего постороннего, он закрыт для мира Другого, тем самым препятствуя самопознанию.

При всем разнообразии рассказов Э.М. Форстера (многие из них написаны на фантастические сюжеты, другие представляют собой философские притчи), существует тот общий стержень, который позволяет прочесть некоторые из них как нечто целостное, где герои-дети – будь то мальчик с улицы Бекингем Парк-роуд («Небесный омнибус»), или «простодушная, прямолинейная» Ивлин («Иное царство») ищут самих себя, пытаются раскрыть Книгу самопознания либо на «той стороне», либо вообще в «ином царстве»...

Скачать статью               Обсудить на форуме

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz