Четверг, 13.12.2018, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Ананченко Г.В., Губина Э.М. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ «СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Волшебный мир сказок вызывает интерес у детей, развивает их воображение, творческую фантазию. Введение в музыкальную работу с детьми произведений со сказочным сюжетом Э.Грига, Р.Щедрина, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева и других композиторов дает возможность учащимся познакомиться не только с яркостью и живописностью звуковой палитры, но и с разновидностями жанров и средств выразительности, рисующими сказочные образы. Композиторы разных эпох много внимания уделяли сказочной тематике. Стремление к фантастике для них не было уходом от жизни, гак как «гиперболистические и фантастические образы сказок являются, по существу, реалистическим отображением той же правды жизни». Идейный смысл народных сказок -преодоление «злых чар», прославление сил любви, мужества, человечности.

В программу по музыке для учащихся начальных классов включен ряд произведений на сказочную тематику. Это фортепианные миниатюры, детские песни, фрагменты из опер «Золотой  петушок»  Н. Римского-Корсакова,  фрагменты  из  балетов «Конек-горбунок» Р.Щедрина,   «Щелкунчик»   П.Чайковского,   симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева и др.

Так, центральным произведением, помогающем раскрыть тему 3-й четверти 2-го класса «Путешествие в волшебные музыкальные страны» становится детская опера-сказка М. Коваля «Волк и семеро козлят». Второклассники знакомятся со сказочными персонажами оперы в различных формах практической деятельности: поют отдельные темы, исполняют их в ансамбле с учителем, подчеркивают характер музыки движением и даже разыгрывают целую сценку. Тем самым ребята становятся действующими лицами оперы, воспринимая само действие как реальность.

Знакомство с этой оперой, ее контрастными музыкальными образами дает учителю возможность затронуть очень важную нравственную проблему Добра и Зла, Слушая фрагменты из оперы и участвуя в исполнении их, вникая во взаимоотношения действующих лиц, сопереживая их чувствам и поступкам, ребята задумываются над тем, что в музыке, как и в жизни, добро борется со злом, и слушатель всегда ждет победы добра.

В 3 классе учащиеся знакомятся с творчеством великого «музыкального сказочника» Н.Рим ского-Корсакова. Композитор очень точно нарисовал музыкальные портреты главных действующих лиц оперы «Золотой петушок».

В ходе прослушивания фрагментов оперы необходимо обратить внимание третьеклассников на особенности характерных интонаций тем действующих лиц оперы, подчеркнуть выразительное и изобразительное значение этих интонаций. Воеводу Полкана композитор изобразил «старым и неотесанным», который «говорит всегда, как: ругается». Монотонную и ворчливую интонацию, состоящую из набора каких-то слов, композитор передал не совсем обычным ритмом.

Торжественная интонация царя Додона предполагает изображение важной персоны. Однако маршевая тема топчется на одном месте и никак не может сдвинуться с места. «Уставший» парь жалуется боярам:
Я вас здесь затем собрал,
Чтобы каждый в царстве знал.
Как могучему Додону
Тяжело носить корону.
Два варианта темы петушка одновременно содержат в себе и изобразительность (музыка изображает крик петуха), и выразительность (в первом варианте тема носит тревожный характер: петушок предостерегает Додона - «Берегись, будь начеку!», во втором - спокойный, петушок поет царю Додону - «Царствуй, лежа на боку»).
Звездочет показан в опере мудрым старцем. Он знает все тайны жизни и на земле, и на небе. Интонация его темы неторопливая, спокойная. Степенная поступь передается негромкими широкими аккордами.

Таким образом, можно отметить следующее: если во втором классе ставилась задача подвести школьников к пониманию того, что каждый персонаж оперы наделен яркими индивидуальными чертами (М.Коваль «Волк и семеро козлят»), то в третьем классе необходимо углубить восприятие музыкальных тем, обратить внимание на интонации, вбирающие в себя самые яркие, характерные грани музыкальных образов.

Мы полагаем, что произведения белорусских композиторов, такие как. сюита «Казка» С.Кортеса, «Танец карлжау», «Казка» К.Тесакова, детская сюита «Золотой ключик» В.Войтика, фортепианная сюита «Сказка» Л.Мурашко и другие могут быть успешно использованы на уроках музыки в реализации различных тем. Сказка - это тог жанр, который наиболее доступен восприятию детей младшего школьного возраста.

Практические наблюдения показали, что не только уроки музыки, но и занятия по таким предметам, как «Человек и мир», «Беларуская мова i чытанне» и другие, на которых звучат произведения на сказочные сюжеты, проходят интересно и увлекательно. Так, сочинение музыкальных иллюстраций к сказкам "Колобок", "Репка" помогает учащимся воспринять и осознать форму рондо. Ознакомление с музыкальными произведениями на сказочную тематику способствует развитию эмоционально-чувственной сферы младших школьников.

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz