Понедельник, 28.05.2018, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Бондаренко Т.В. ЭСТЕТИКА СЮРРЕАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.А. ИСАЧЕВА
Искусство советских годов во многом было определено высшим руководством, которое решало, какие произведения считались талантливыми, заслуживающими внимание. Это были полотна, на которых изображались в духе «героического соцреализма» грандиозные стройки современности, герои труда, победные события недавнего прошлого и настоящего |2, с.24-25]. Если на выставках появлялись картины-раздумья, с героями, размышляющими о мире и о своем месте в этом мире, а тем более картины, отмеченные обращением   к   сложной   иконографии   и   символике   христианского   и   восточно¬мусульманского или буддийского искусства, то их авторов тут же причисляли к «чуждым неформалам». Эти художники осмеливались думать иначе, чем «полагалось», за что попадали в число «запрещенных».

Наиболее показательной является судьба белорусского живописца А.А. Исачева. Впервые о нем заговорили в сер. 70-х гг., когда в советской живописи робко пытаюсь утвердиться представление о красоте мыслящего человека, в жизни которого главное место занимают духовные общечеловеческие ценности.

Родился художник в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине, а спустя некоторое время семья переезжает в Речицу. Художественный талант у Исачева проявился в детстве, уже в 12 лет его рисунок отмечен на международном конкурсе в Италии. Огромную роль в жизни будущего художника сыграли два события: приезд в 1973г. в Ленинград (где Александр попадает в среду неформальной творческой молодежи) и знакомство с коллекционером Георгием Михайловым.

Работы А. Исачева интересны своей необычностью, точнее, непривычностью как искушенному, так и неподготовленному зрителю. Еще к первой выставке на психологическом факультете ЛГУ, художник подготовил серию графических работ в сюрреалистической манере. В 70-е гг. он сознательно обращается к библейским мотивам. Причем в Священном писании его в первую очередь интересуют сюжеты, связанные с конфликтными, переломными моментами в жизни человека («Моление о чаше», «Искушение», «Распятие», « Христос в терновом венце»).

Обращаясь к персонажам Ветхого и Нового Завета, художник выбирает среди них людей сильных, побеждающих собственные слабости во имя тех, кто им доверился. Таковы «Моисей», «Иаков», «Апостол Пророк Петр». На этих картинах изображены уверенные в себе люди, прямо смотрящие на зрителя. А. Исачев очень реалистично выписывает черты лица каждого героя, не приукрашивая их и не скрывая недостатков Ею пророки— умудренные жизненным опытом люди, которые не раз сталкивались с трудностями, но справлялись с ними, и все их переживания отпечатались на лице. Обычно фигура изображена на сюрреалистическом фоне, пустынном либо заполненном какой-либо природной стихией. Интересно, что спиритуальное обаяние изображаемых святых художник почти прямо сопоставляет с красотой внешнего облика. В сознании А, Исачева, как у древних греков, внешний и внутренний облики гармонично слиты в единую сущность [1, с.2].

Нередко на его картинах встречаются мотивы, связанные с индийской или буддийской культурой: храмовая скульптура, девушки в соответствующей одежде, египетские фараоны. Обнаженные девушки, предметы антропоморфной формы и др.— все это указывает на связь с сюрреализмом. В творчестве А. Исачева женщина вообще занимает особое место (серии Мария», «Изгнание из рая», «Пьетта», «Персефона», «Лилит»). Она -носитель добра и мудрости, олицетворение непостижимой тайны, органично соединенной с Великой тайной Бытия. В изображении прекрасной обнаженной фигуры сливаются идеал и действительность.

В техническом плане Исачев создает на холсте иллюзию материализации плоскостей и объемов. Для него характерно гладкое, лессировочнос письмо, скрупулезная, почти фотографическая точность в проработке деталей, тонкий зстетизированный рисунок [1, с.З].

Таким образом, А.А. Исачев создает некий свой мир, лучше реального, мир, в котором есть место красоте, совершенству и идеалу. Этот мир населен героями из религиозных сюжетов, мифологическими и древневосточными образами, обнаженными девушками. Мир художника полон красоты и гармонии. К чему бы он не обращался, все проникнуто вдумчивым созерцанием и любованием красотой жизненных форм. Правда, не всегда удавалось избежать надуманности поз, несколько салонной мелодраматичности. Иногда его натюрморты носили заведомый отпечаток стилизации под старинные антикварные коллекции. Но и в этих случаях художник стремился передать зрителю диалог о месте, роли человека, о его взаимодействии с окружающей средой. При этом подобные проблемы автор сначала пропускает через свое собственное «я», вследствие чего полотна приобретают обостренное личностное начало («Автопортрет», «Молитва»).

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Alexander Isachev. Painting. M.
2.    T.B. Котович. Энциклопедия русского авангарда.- Мн.,2003г.

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz