Воскресенье, 17.12.2017, 11:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Нечай О.Ф. ДЕТИ В БЕЛОРУССКОМ КИНО: ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Белорусское детское кино составляет важную часть национальной экранной культуры. Это наше художественное наследие, лучшими достижениями которого можно гордиться. На разных этапах истории кино здесь успешно работали режиссеры Юрий Тарич, Лев Голуб, Владимир Бычков, Леонид Нечаев, Валерий Рубинчик, Виктор Туров. На рубеже ХХ-ХХI вв. детские фильмы снимают Рената Грицкова, Елена Трофименко, Игорь Четвериков, Елена Турова.

Тематически детское кино развивается в трех основных направлениях: ребенок, подросток в контексте исторических событий; ребенок в мире путешествий, в контакте с природой; киносказка и кинофантастика. У каждого режиссера свой индивидуальный стиль и своя жанровая палитра. Но общее, что объединяет мастеров детского кино, – они являются для детей, исполнителей главных ролей, не просто режиссерами, но и педагогами, воспитателями, тонкими психологами, знатоками возрастной психологии. Для режиссеров дети в кино – отнюдь не актеры, но ребята, поставленные в ситуацию, где они ведут себя по правилам детской игры. Не лицедействовать, не «натягивать» на себя маски персонажей, но как бы жить их жизнью, ставить себя на их место и проживать увлекательные события – вот смысл существования детей в детском кино. Если это получится, то и юные зрители будут ставить себя на место экранных персонажей – т.е. идентифицировать себя с ними.

Конечно же, режиссеры ищут юных исполнителей везде, проводят «кастинги» – но необычные. Им важны природные, врожденные данные детей – открытая эмоциональность, подвижность, пластичность, обаяние. Т.е. яркая индивидуальность, которая заметна уже в раннем детстве. Поэтому и «кастинги» проходят не как у взрослых (т.е. не в разыгрывании сценок по сценарию), а в форме веселой игры. У режиссера детского кино должен быть высокий вкус и точный глаз, он должен предвидеть, каким юный персонаж будет на экране. Это и есть художественная педагогика в кино.

Именно так начиналась история кино Беларуси. В первом белорусском художественном фильме «Лесная быль» (1926 г.) Ю. Тарича (уроженца Полоцка) в роли партизанского связного Гришки-свинопаса снялся подросток Леонид Данилов. Картина, поставленная по повести писателя-молодняковца Михася Чарота, в романтическом стиле рассказывала о приключениях сельского парнишки во время изгнания белополяков из Беларуси. Фильм создавался в деревне Прилуки в имении графа Чапского под Минском, он весь был пронизан атмосферой документальности. В роли массовки выступали местные крестьяне, события происходили и в усадьбе графа, и в подлинных крестьянских избах. Одна из лучших сцен фильма – зажигательная «Лявонiха» в крестьянской избе, где Гришка лихо отплясывает с подружкой Гелькой под игру местного цимбалиста (его роль сыграл совсем юный Иосиф Жинович, будущий классик цимбального искусства). Атмосфера веселой игры-приключения сделала «Лесную быль» светлым фильмом, во многом определившим пути дальнейшего развития белорусского кино. Интересно, что в 2006 г. в Прилуках белорусские кинематографисты вместе с местными жителями провели памятный вечер, посвященный 80-летию «Лесной были». Оказалось, что сегодня в бывшем графском поместье, где сейчас находится один из НИИ НАН РБ, есть музей фильма «Лесная быль», а также детская студия художественного творчества...

Скачать статью               Обсудить на форуме


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz