Вторник, 23.01.2018, 16:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Плеханова Е.Г. ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕЦИПИЕНТОМ
Создание художественного произведения - завершающий акт творческого процесса в искусстве. Появление его каждый раз означает возникновение новой эстетической реальности, особого художественного мира, живущего по своим законам.

При всех различиях произведений искусства друг от друга, всех их объединяет единая основа - они есть результат творчества по законам красоты, по законам эстетического освоения действительности, С одной стороны, любое произведение искусства выступает органичной целостностью, как единство определенного содержания и формы, и в этом смысле является завершенным. С другой стороны - предстает открытой развернутой к личности воспринимающею (читателя, зрителя, слушателя), то есть потенциально незавершенной художественной системой. В течение всей жизни художественного произведения, проистекающего в историческом пространстве времени, оно способно от эпохи к эпохе каждый раз в акте его исполнения раскрываться по-особому, стать поводом для открытая в нем новых смыслов, акцентов, нюансов и т.д. Это и есть отражение специфической природы художественного произведения, его способности приноравливаться к личности зрителя, быть отзывчивым на каждую конкретную ситуацию взаимодействия с ним.

Эстетическое восприятие - особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их формы, цвета, музыкального звука и т.д.), различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и испытывать при этом чувства удовольствия, наслаждения или неудовольствия. Художественное восприятие рассматривается как вид деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием.

Восприятие реципиентом художественного произведения осуществляется в рамках художественной коммуникации. Реципиент выступает и как потребитель художественной продукции, и, в известном смысле, как соучастник ее создания. Восприятие реципиентом художественного произведения имеет открытый характер, т.к. включает жизненный опыт субъекта, его эстетический вкус и ценностные ориентации. Эстетическое восприятие не есть простое воспроизведение художественного произведения в сознании. Это сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта.

Эстетическое восприятие отличает то, что оно движется в обратном направлении: от восприятия результата (произведение в целом), до заложенной в нем идее. Художественное произведение не дано субъекту восприятия непосредственно. Между произведением и воспринимающим субъектом всегда существует эстетическая дистанция - сознание того, что перед ним лишь изображение действительности, а не сама действительность. Для преодоления дистанции необходима определенная настроенность субъекта (эстетическая установка) на. восприятие художественного произведения как если бы оно было действительностью, не забывая в то же время и об его условности. Восприятие реципиентом художественного произведения таким образом амбивалентно: его субъект одновременно верит и не верит в реальность изображаемого. Эстетическое восприятие во многом определяет художественное произведение, которое является не только основным источником художественной информации, но и задает само собой ее «прочтения», «перевода» в эмоционaльно-образный план субъекта.

В художественном тексте, в системе выразительных средств, всегда заложен код, позволяющий расшифровать его сокровенный смысл. При восприятии произведения реципиентом происходит расшифровывание (декодирование) знаковой системы и восприятие сообщения.

Творческий процесс - завершение воплощения художественного замысла в художественный текст. Сам антологический статус, само бытие произведения, его функционирование определяется не только созданным автором произведением, но и способностью реципиента творчески взаимодействовать с этим художественным произведением. Исторический, групповой и личный опыт реципиента вступает в активное взаимодействие с художественным текстом. Таким образом, возникает не однонаправленная коммуникация, а общение - диалог текста и реципиента.

С учетом изложенного выше контекста, художественное произведение предстает т.о. в виде сложной системы образов, значений, идей и смыслов, подлежащих расшифровке, пониманию и интерпретации в процессе ее восприятия.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Борев. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т.,- Смоленск, Русич -1997.
2.    Красота и мозг. Биологические аспекты этики. /Под,ред. 3„ Ренглер И., Херберг Б. - М.: Мир, 1995
4. Эстетика. Под.Ред. А.А. Ралушина, - М.,Из-во Центр, 1998г.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

курсы повышения квалификации
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz