Понедельник, 28.05.2018, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Рева В.П. ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА
Процесс формирования личности принято рассматривать в тесной связи с социализацией человека, освоения  им ценностей культуры, науки  и искусства. Вместе с тем стратегии выбора парадигм личностного становления всегда жестко индивидуализированы. Одним ценностям отдается предпочтение, другие – воспринимаются  отстраненно от субъекта, независимо от его возраста,  социального статуса, образования и положения в обществе.

Очевидно, что личность, как результат духовного совершенства индивида, самопрограммирована и это существенно усложняет факт фиксации той кульминационной точки самоорганизации, после достижения которой, человек становится личностью. Вместе с тем в понятийном лексиконе современной педагогики личностью  называют и ребенка, и школьника, и студента, и умудренного опытом ученого. Терминологическая неустойчивость таит в себе опасность  рассогласования теории и практики подготовки подрастающего поколения к жизни.

Различают интраиндивидные, интериндивидные и метаиндивидные подструктуры системной организации личности. Первые, характеризуют способности, темперамент, волевые усилия, эмоции, мотивы и психологические установки человека. Вторые, обусловливают многообразие межличностных взаимодействий. Третьи, обеспечивают выходы личности за пределы этих связей,  процессы персонализации, включенности в жизнедеятельность других  субъектов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский М.Г. и др.). В таком значении  содержание музыки, несущее в себе отпечаток трансцендентального духа  «абсолютизированной личности» (А.Ф. Лосев), может быть переосмыслено в качестве унифицированного средства персонализации, усиления духовных потенциалов человека (когнитивных, креативных, ценностно-ориентационных, коммуникативных, нравственных, художественных, эстетических и пр.).

«Ценности, в отличие от знаний, личностны, а не безличны, они воспринимаются не одним умом и памятью, а непременно переживанием, то есть теми силами человеческой психики, которые принадлежат индивиду и позволяют ему, вбирая определенное содержание культуры, становиться личностью», - пишет М.С. Каган [1, с.223]. Автор объясняет это  идентичностью процессов создания художественных образов, с одной стороны, и онтогенезом личности, заключающимся в непредзаданности действий, свободе выбора траекторий самоопределения, с другой. Если человек способен «реагировать на иллюзорное бытие как на реальное, то причиной тому является  изоморфизм личности и художественного образа, который является следствием изоморфности процессов порождения и развития этих суперсверхсложных систем» [1, с.226]. Образы искусства моделируют типологии желаемых людей, прогнозируют их взаимоотношения друг с другом, бесконечно расширяют  процессы исследования субъектом окружающего его эмоционально-нравственного фона с позиций чувственности, истины, чистоты, а значит и красоты отношений. И это позволяет искусству быть своеобразной энциклопедией эстетических чувств человека, эмоциональным учебником   жизни.

В научной литературе личностный аспект искусства рассматривается, как правило, сквозь призму его социальных функций, параметров художественной культуры, ее предметного и ценностно-смыслового содержания, психологических и знаковых форм функционирования. При таком подходе присутствие в искусстве человека микшируется, отодвигается на второй план, растворяется в  общезначимых формулировках, как само собой разумеющееся следствие социокультурного процесса. Между тем именно поиски личностных смыслов, их обнаружение в искусстве  определяют мотивы отношения к нему субъекта,  значение для его жизнедеятельности...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Источник http://podushechka.net
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz