Вторник, 11.12.2018, 15:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Серпуть Ю.Г. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ В.И. РАЛЬЦЕВИЧА
В.И. Ральцевич - один из выдающихся представителей витебской послевоенной акварельной живописи. Наряду с такими мастерами школы, как И. Столяров, Ф. Гумен, Г. Шутов, он внес большой вклад в формирование ее традиций. Новшество с кистью (использует не беличью акварельную, а щетинную кисть) дало возможность художнику обогатить акварельную технику.

Однако творчество Ральцевича многогранно, его интересы не сковываются определенными рамками, которые характерны для того иди иного вида искусства. Художник постоянно находится в творческом поиске. Он небезуспешно работает в масляной и темперной живописи, занимается монументальной живописью, мозаикой и витражом. Нашел себя Ральцевич и в поэзии.

Значительным достижением художника является разработка новой техники в изобразительном искусстве. Начато ее отсчитывается 1-м августа 1993 г., когда появилась первая экспериментальная работа в этой технике. Свое новое открытие Ральцевич назвал эзотерическим искусством (далее ЭЗО). Возникает вопрос: почему эзотерическое и почему искусство?

Энциклопедическое определение понятия "эзотерическое" (от др. греч.-«внутреннее») говорит о чем-то, что содержит внутренний, глубинный или скрытый смысл. Эзотерика - знание, предназначенное для немногих, осведомленных, учение о внутренней природе. Сам мастер объясняет название следующим образом: "эзотерия - сокровенное, т.е., когда я наношу на рельеф краски различных оттенков, я не вижу конечного результата. Он скрыт от меня. И только, когда я беру наждачую бумагу и начинаю шлифовать поверхность, тогда только появляется изображение в неожиданном для меня виде. Таким образом, открывается то сокровенное, что хранят в себе слои краски".

Следовательно, слои краски и заключают в себе то внутреннее, спрятанное, неведомое непосвященному, т.е. эзотерическое. Художник же пытается раскрыть этот тайный смысл с помощью своей фантазии и духовных переживаний в момент господства вдохновения, без которого, по его словам, не возможно создать истинное произведение искусства. Это не механическое действие ремесленника, а настоящее творческое действо! Поэтому новая техника - это искусство, эзотерическое искусство. Хотя термин, как и технология в том ее оригинальном виде, которую разработал В.И. Ральцевич, имеет глубокие исторические, культурные, технологические корни.

ЭЗО возникло на перекрестке изобразительных искусств. Из графики мастер взял линию, из скульптуры - форму, из живописи - цвет, из сграффито - слоистость красочного слоя, а технология обнаруживает связь с древней иконой с ее твердой основой, паволокой, левкасом-грунтом и красочным слоем. ЭЗО-это скульптурный рельеф, превращенный живописью в плоскость с отшлифованной поверхностью. Оно ближе всего по существу к камню - самоцвету. Сокрытая красота камня проявляется только после шлифования. ЭЗО -это самоцвет, сработанный не природой, а художником. Изображение также открывается при помощи шлифовки.
В отличие от других изобразительных искусств, где цвет и форма предсказуемы, произведения ЭЗО - непредсказуемы и поэтому копии и повторения исключены.
Первая выставка работ в новой технике состоялась в Минске в 1995 году. На ней были представлены вариации из серий "Мифы", "Витебск" и "Лики". Необычность работ поразила как неискушенного зрителя, так и профессиональных художников, критиков. Однако опыт Ральцевича не решается повторить пока никто.
Витебскому зрителю представилась возможность познакомиться с новым направлением в творчестве художника в 1996 году на юбилейной выставке, приуроченной к его 60-летию. Зал экспериментальных работ вызвал особый интерес, как нечто новое на витебских вернисажах. Последующие же выставки Ральцевича не обходятся без работ в новой технике и с новой философией.

В эзотерических работах читается некая двойственность: динамичность в- них сочетается со статикой, плоскостность - с объемом, обратная перспектива - с прямой. Колорит картин поражает удивительными красками, их необычным сочетанием. Все это создает некую загадочность, мистическую энергетику.

К чему приведет открытие художника в искусстве в целом, тяжело сказать, ведь художник разрабатывает новую технику уже 14 лет, а последователей у него нет. С чем это связано? Возможно, мастер просто не раскрывает всех своих тайн... Искусство ведь эзотерическое!

Несомненно, что новая техника в творчестве художника, в летописи витебского искусства заняла прочное место.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz