Пятница, 17.11.2017, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Шур Г.В. ЭКРАН И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ОТ ФИКСАЦИИ – К ОБРАЗНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ
В последние десятилетия в мировом кино наблюдается широкий всплеск интереса к неигровым  фильмам об  изобразительном искусстве, которые называют «фильмами по искусству» [1, c. 92].  Их жанровое авторство и художественный метод экранного показа живописных полотен  связывают с именем итальянского кинорежиссера Лучано Эммера, автора экспериментальных короткометражных картин о работах Учелло и Босха. Эммер сознательно нарушил композиционную уравновешенность живописных оригиналов, монтируя лишь детали полотен. Но здесь необходимо вспомнить направление «filmes d’art» (документальные фильмы об изобразительном искусстве) в послевоенном  французском кинематографе.

Бурное развитие этого жанрово-тематического направления  в свое время было  вызвано стремлением как заново ощутить свои национальные корни, так и поисками новой экранной выразительности. Именно тогда появилась знаменитая «Герника» режиссера  Алена Рене, в которой произведения Пикассо использовались режиссером для рассказа о трагедии Испании. Картина продемонстрировала  огромные возможности в творческом осмыслении произведений живописи средствами кинематографа.

В  основу видеофильма  белорусского кинорежиссера А.Карпова-младшего «Палитра памяти (Великая Отечественная война 1941-1945 гг. на полотнах белорусских художников» (2004) были положены 437 картин белорусских художников военной тематики. В период работы съемочная группа просмотрела 3000 живописных полотен, хранящихся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.  Показ фрагментов картин был смонтирован таким образом, что рассказ о сложном и героическом времени был сделан языком изобразительного  искусства. Прошлое предстало в необычном ракурсе глазами художников разных поколений – Савицкого, Волкова, Давидовича, Стельмашонка, Селещука, Щемелева и др.         

Документальный экран по отношению к искусству живописи выступает как транслятор и как образный интерпретатор. В первом случае речь идет о создании визуальных аналогов художественных оригиналов. Главная цель при создании кинорепродукций – передача как можно более подлинной цветовой палитры живописного оригинала. Возникает  закономерный вопрос о том, может ли знакомство с экранными аналогами произведений живописи быть равноценным общению с ней. Противники этого направления утверждали, что  «экран не выносит  статичности, требует быстрой смены изображений, а полотно мастера рассчитано на долгое, вдумчивое созерцание. Кинорепродукция огрубляет тона, красочные акценты, фактуру» [2, c. 21].

Проблема потери своей «вещественности» при переводе  на экран была вызвана технологическими причинами, т.к. «изображение, проецируемое на экран – изначально прозрачное. Экран усиливает  ощущение нематериальности из-за быстрой смены кадров, а также из-за едва заметного мигания, которого нельзя избежать даже при самой совершенной проекционной аппаратуры» [1, c.93].  Тем не менее, технические проблемы не умаляют познавательной и эстетической ценности фильмов, воспроизводящих живописные оригиналы. Проблемы технического свойства цветового воспроизведения уходят с появлением новой съемочной техники  (такой, как система «Висто-Вижн»). Даже то, что  живописные полотна показываются в кино на просвет, резкая интенсивность освещения иногда приносит неожиданные результаты...

Скачать статью               Обсудить на форуме


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz