Вторник, 11.12.2018, 14:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Сидин М.А. ЭКЛЕКТИКА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Отсутствие, каких либо достаточно весомых источников по эклектике, в том числе и в Белоруссии, не является причиной того, что этого явления не существует на этой территории, а тем более нельзя полностью говорить о том, что эклектика носила сугубо отрицательные черты. Использование некоторых художественных тем и приемов прошлых периодов искусства не обязательно делает изделие эклектичным, каким-то "надуманным", "диковинным". Два главных признака эклектизма - отсутствие в художественном решении вещей, во-первых, духовной адекватности своему времени, во-вторых, общности принципов (методологии) построения художественных форм со всеми видами творчества участвующими в формировании среды обитания людей.

Существует огромное количество определений эклектики. Например, в популярной художественной энциклопедии эклектизм это: (от греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающей соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен дли салопного искусства. Широкое распространение эклектические тенденции получили в Западной - Европе и американской культуре с сер. 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те пли иные синтетические направления прошлого [1]. Это определение рассматривается лишь в узком смысле и не выражает действительную сущность эклектики. Наиболее верным будет являться такое определение:

Эклектика, также историзм - художественное направление, предполагающее сочетания любых архитектурных или художественных стилей, разнородных стилевых элементов, идей, композиционных приёмов, национальных традиций, взглядов, форм прошлого. Соединение деталей почерпнутых из различных стилей, периодов и источников; комбинация предметов различного происхождения, стиля и времени; или произвольный выбор стилистического оформления, но несущий в себе черты гармоничного и дисгармоничного сочетания всех компонентов, лаконично объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением.

Стиль, всякая его черта, подробность, является продуктом и своего рода декларацией, утверждением определенного мировоззрения, ориентации на те или иные жизненные ценности и цели. Оформление вещей "в духе стиля" совсем других, пройденных эпох, неизбежно будет иметь вид бутафории. Эклектизм - это понятие, применимое не столько к отдельно взятым вещам, сколько ко всей материальной среде того или иного исторического периода, к проблематике стиля эпохи.

Европа XIX века — «время бесстилья». В каждом отдельно взятом предмете мебели используется весь арсенал декоративных средств того или иного исторического стиля. В ход шел даже тот чисто архитектурный декор, который в изделиях мебели не применялся никогда. Часто в одном предмете совмещались элементы из разных исторических стилей. При этом, как справедливо отметил венгерский историк Г. Kens, творцы 'нового стиля" высокомерно считали, что они "рисуют" (проектируют) готику, ренессанс и барокко намного лучше и красивее, чем первоначальные создатели этих стилей.

Вместе с понятием эклектики существует термин историзм, в основе которого лежит заимствование элементов из исторических стилей. При анализе понятия эклектики в искусствознании можно привести слова Д.Кеса где говорится, что в сущности эклектики лежит; «Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка искусства другой, более поздней эпохи» [2, стр. 193].

В произведении может существовать как один, так и несколько стилей. Для многих видов искусства прошлых эпох характерно наличие больших неиндивидуальных стилей или стилевых канонов, устанавливающих для художника жесткие стилевые рамки (например, готика, барокко, рококо, ампир). Эти стили могут существовать только лишь в определённой формации, где нет никакого влияния со стороны. В искусстве не может существовать «стиля в чистом виде», какой бы не был стиль, в нём прослеживаются характерные черты других стилей. В стиле более всего отражается следование традициям искусства, в том числе национальным. То есть чистый стиль не может существовать. Вот, например, после бидермейера буржуа ещё долго не могли выработать свой особенный стиль. Так возникло множество гак называемых "новых" стилей, а на самом деле "обновленных" старых стилей с приставкой "нео". Однако чаще всего не выдерживалась чистота и этих "псевдостилей". Господствовала эклектика - механическое соединение разных направлений в одно время, в одном интерьере или даже в одной форме мебели.

Вместо того чтобы воспользоваться возможностями новых материалов (стекло, железо и т. д.), мастера, опираясь па соответствующую теорию, подбирали в качестве исходного момента определенный стиль.
В сущности, эклектизм - это отсутствие единого стиля, но не стилевого единства

ЛИТЕРАТУРА
1.    "Популярная художественная энциклопедия" М., Советская энциклопедия, 1986г.
2.    Д. Кес. Стили мебели.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz