Вторник, 11.12.2018, 14:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Сунь Цянь У ИСТОКОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «Я ЮЕ У» ДИНАСТИИ ЧЖОУ
В древнем Китае понятие «Юе» включало в себя музыку, л а ней и стихи [I, 21], Дословный перевод словосочетания «Я Юе У» [2] говорил нам о совместном существовании аристократического изящного танца и музыки. Наивысшее распространение этого искусства происходит в период Династии Чжоу, которая была основана королем У в 1027 году до н.э. Древний танец исполнялся во время жертвоприношения, он был важен в политической и культурной жизни общества. Для него характерны обрядовые черты, поскольку в Древнем Китае общество было четко разграничено по сословиям. Например, по количеству танцующих можно было определить, для кого исполняется танец. Если танцующих было 64 человека, то танец предназначался только для короля. Если же танцующих было 48, танец предполагался для маркизов, 36 человек танцевали для главных чиновников и т.д. Важно отметить: чем ниже сословие человека, тем меньше шансов он имел увидеть танец, предназначавшийся для более высокого сословия [3, 13]. Структура Юе была определена в этот период при королевском дворе, где ее строго придерживались и обучали разным обрядовым танцам только детей аристократов.

В мировой китайской традиции наилучшими образцами Я Юе У являются «Шесть главных танцев» и «Шесть дополнительных танцев». В своем первоначальном виде они появились в эпохи, предшествовавшие периоду Династии Чжоу. Первым в состав Шести главных танцев входит «Юнь мэнь». Ученые считают, что он пришел из древнейшей эпохи Хуанди. Этот танец исполнялся во время жертвоприношения в честь божества неба. Вторым танцем считается «Сянь чи», который был также взят из эпохи Хуанди царем Яо. Его танцевали в честь божества земли. Следующим танцем был «Да шао». из эпохи Шунь, следовавшей за эпохой Яо. Этим танцем благодарили солнце, луну, звезды и море. Танец «Да Ся», характерный для эпохи Юй, наступившей после Шунь, исполнялся для богов гор и рек. «Да Хо» танцевали в эпоху Шан (1600-1046 гг.до н.э) и посвящали в Династии Чжоу предкам женщины. Шестым танцем был «Да у», во время исполнения которого приносили жертвы предкам мужчины. Этот танец был создан именно в эпоху Династии Чжоу.

Первые четыре танца назывались <Вэнь у», то есть были гражданскими, (дословно -«мягкие танцы»). Они воспевали королей Хуан ди, Яо, Шунь, Юй. Последние два ганца, входившие в Шесть главных танцев, назывались «У У», что означает воинственные танцы, они прославляли королей Шан Тан и У, которые захватили власть военным путем [4, 17]. Шесть главных танцев были четко регламентированы и имели строгие требования к словам песни, мелодии, ритму, нарядам и украшениям, движениям, строю и т. д.

Рассмотрим главные особенности «Шести дополнительных танцев».
«Фу У» танцевали с перьями или разноцветными шелками в руках и посвящали божествам почвы и хлебов, что было символом власти древней страны. «Юй У» исполнялся со складными веерами из перьев и предназначался богам солнца, луны, звезд, моря или предкам императорских династий. Для «Хуан У» характерно наличие головных уборов и зеленых костюмов из перьев или разноцветного опахала в руках. Танцевали во время жертвоприношения божествам солнца, луны, звезд или просили дождя. «Мао У» исполнялся во время обряда благодарения Пи юн («Пи юн» переводится как университет для детей аристократии), в знак уважения ученым, которые сделали открытия в науке Китая. В руках у танцующих был и...хвосты коров [5, 15]. Жертвоприношение горам и рекам происходило во время танца «Гань». Танцовщики держали в руках щиты, поскольку этот танец символизировал военное дело. В последнем танце «Жэнь» в руках у танцующих не было ничего и посвящали его звездам и предкам императорского дома.

Таким образом, «Шесть дополнительных танцев» тесно переплетались с чертами первобытных обычаев. На это указывает наличие щитов, головных уборов из перьев и т. д. Эти танцы являлись своеобразным учебным материалом для воспитания детей аристократии.

Все перечисленные танцы представляли самый высокий уровень развития музыки и танца Китая в то время. Для «Я Юе У» была характерна комплексная форма, где танец взаимодействовал и параллельно сосуществовал со стихами и музыкой. В движении танца, мелодии музыки и звучании слова можно было проследить принципы морали и этики общества того периода В Династии Чжоу наличие сословного строя общества предполагало четкое следование традициям, обычаем и обрядам. «Я Юе У» является своеобразным памятником в китайской хореографической истории.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Лon, Иньпы Обзор хореографического искусства / Иньпы Л он, Эрчуи Сюй. - Шанхай: Издательство Народа, 1997. -С. 21.
2.    Я ( I) - изящный; Юе (П) - музыка; У (□) - танец.
3.    Ван, Кэфэн . Поступательная история китайского танца / Кэфэн Ван. - Шанхай: Издательство Народа, 1989. - С.23.
4.    Zi Huayun. Chines Dance / Huayun Zi. - Beijing: Culture and Art publlishing House, 1999. - C.17.
5.    Чэнь, Цзе. Очарование танца / Цзе Чэнь. - Шанхай: Издательство Наука и техника. 2001. С 15.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz