Понедельник, 28.05.2018, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Сушик Е.Л. ОБЪЕМНЫЙ АСПЕКТ ФОРМЫ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Содержание обучения курсу рисунка в ДХШ традиционно описывается как совокупность дидактических задач: освоение приемов передачи цельного видения учебной постановки, влияния особенностей освещения на цельность передачи тоновых отношений в рисунке, изучение специфики и возможностей художественных материалов, понятийного аппарата курса. Освоение особенностей передачи объемного аспекта формы предметов в рисунке среди других дидактических задач курса рисунка выступает системообразующей.

Объемная геометрическая форма понимается в методике как «общая трехмерная протяженность предмета или его частей». В обучении рисунку объемный аспект формы -одно из основных понятий, на которое опирается ряд правил выполнения изображения. Например, при компоновке на листе изображения головы человека следует компоновать изображение шара, в который она вписывается.

Педагогические рисунки Гольбейна. Шона, Дюрера и др., гипсовая модель формы головы человека (обрубовка) Кардовского отражают это понимание формы и созданы как средство визуализации соответствующих правил.

Метод обобщения формы как один из приемов передачи объема широко применяли в своей педагогической работе братья Дюпюи, А. Абше, Гальяр, А.П. Чистяков, Д.Н Кардовский. Приемы передачи в рисунке объемного аспекта формы объектов расе матри ваются в грудах Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беды, Г.Н. Ли, Г. Баммсса, Э. Райдсра, Л.Гордона и др.

Формирование представлений у учащихся об объемном аспекте формы лежит в основе процесса анализа конструктивного и пропорцио нал ь но го аспектов формы. Восприятие и анализ сложной пластической формы объектов изображения (например, фигуры человека в ракурсе) в отечественной художественной педагогической традиции осуществляется посредством ее обобщения до основных объемных геометрических форм. Изучение понятия основывается на механизме обобщения форм.

Применяется метод обобщения формы при анализе перспективных сокращений сложных пластических форм (например, головы или фигуры человека) и ракурсов, при передаче движения. Сложностью этих задач объясняется их изучение на продвинутом уровне обучения предмету. Задания «Спортивный праздник», «На пляже», «Невесомость» и др. описаны как эмпирический опыт учителей изобразительного искусства, практикующих обучение этому аспекту формы на углубленном уровне в средних классах.

В практике преподавания рисунка в ДХШ изучению объемного аспекта формы уделяется большое внимание. Метод рисования с натуры, лежащий в основе обучения, определяет необходимость освоения приемов передачи обьемной формы в изображении, а освоение объемного аспекта формы в обучении предмету ставит в число ведущих дидактических задач курса.

Освоение учащимися объемного аспекта формы может рассматриваться как одна из основных дидактических задач курса рисунка в ДХШ. Структура этой дидактической задачи соотносится с психологическими механизмами и процессами восприятия и воспроизведения формы в рисунке и с его изобразительными средствами. Освоение учащимися объемного аспекта формы осуществляется в практике преподавания предмета в процессе выполнения ими специальным образом спроектированных заданий

Структура заданий, направленных на освоение объемного аспекта формы включает: задания на восприятие и анализ объемного аспекта формы; задания на воспроизведение объемной формы в изображении. Требование постепенного повышения уровня сложности заданий реализовывается в проектируемой серии в последовательном усложнении формы изображаемых объектов (простая, составная, сложная, пластическая формы, формы в ракурсе) и средств изображения, (средства тонового, контурного, конструктивного изображения по отдельности и в разнообразных их сочетаниях).

Структурирование заданий в практике преподавания предмета позволяет избежать дублирования и повторения отдельных заданий, постепенно и плавно увеличивать их сложность, способствует более прочному освоению знаний и умений учащихся в процессе обучения рисунку. Дидактические принципы посильности, последовательности, систематичности и сознательности наиболее полно реализовываются в сериях заданий такого рода.

В практике освоения объемного аспекта формы на занятиях по рисунку в ДХШ выявлены наибольшие затруднения у учащихся: восприятие и воспроизведение трехмерной формы в контурном рисунке, передача пространственных сокращений в конструктивном рисунке сложных пластических форм, передача в тоновом рисунке объемной формы объекта с учетом общего тонового строя изображения, освоение соответствующего понятийного аппарата и приемов анализа своего рисунка.

Восприятие и воспроизведение объемной формы в рисунке - это инструмент формирования предметных знаний и изобразительных умений, способствующий развитию цельного видения, восприятия, наблюдательности, мышления и эстетической культуры учащихся.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz