Понедельник, 28.05.2018, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение

Тананко Т.Я. ЧЕЛОВЕК И СИСТЕМА
Тема противопоставления индивидуума и общества не нова в истории искусств. Начиная с романтизма, где герой - яркая, не вписывающаяся в общепринятые в обществе нормы, авторов привлекает тема конфликта личности и той среды, в которой она живет.

В двадцатом столетии в творческой среде сочувствием пользуется учение Маркса, которое представляет историю общества как вечную борьбу двух враждующих лагерей -угнетателей и угнетённых. Тема конфликта выходит за рамки отдельного произведения и проявляется в самом акте творчества - тот же писсуар А.Дюшана - это удар но общественному мнению и протест против буржуазной культуры.

По если в западном искусстве этот конфликт зачастую сводится к попытке шокировать обывателя, то для советских художников отношения с политической Системой были очень наболевшей и личной темой. Наибольшего звучания она достигла в конце 80-х - 90-е годы. Авторов в этот период заботит больше не художественная сторона, а общая идея, которую они хотят выразить в своих работах.

В 1991 году в Балтиморе (США) прошла выставка под названием «Фотоманифест. Современная фотография в СССР» и был издан альбом под тем же названием. Альбом, как и сама выставка, представляют собой исследование тенденций, происходящих в новой советской фотографии, чем просто каталог к выставке. В книге четыре раздела - московский, ленинградский, минский, и четвертый, представляющий фотографии независимых авторов. Среди белорусских авторов представлены работы минчан И.Савченко, В. Парфенка, Г. Москалевой, С. Кожемякина.

Серия работ Игоря Савченко 1990-го года называется «Безликость». На фотографиях -люди, они занимаются самыми обыкновенными делами - гуляют, играют на музыкальных инструментах, просто сидят. И всех их - больших и маленьких, старых и молодых объединяет отсутствие лица. Вместо него - белые пустоты. С лицом люди утрачивают не только свою индивидуальность и неповторимость, они вообще кажутся несуществующими. Это люди - призраки, никому не интересные, ничего не стоящие, существование которых -какая-то ошибка.

Другая серия его работ, продолжающая ту же тему безликости, отсутствия в людях уникальности, называется «Тени». Художник выстраивает ритмические композиции, материал для которых - силуэты человеческих фигур, стоящие, идущие, вроде бы даже и общающиеся между собой. Они очень маленькие на фоне огромной, светлой и пустой плоскости бумаги. Они все равно одинокие, даже если и общаются друг с другом. Эти люди -болтики огромного, бездушного механизма.

В серии работ «На страшном суде не опознан» - опять поднимается та же, тема -человека, ничего из себя не представляющего, равного нулю. Это снимки, сделанные по принципу фотографии преступника. Но персонаж сфотографирован не на нейтральном фоне, а на фоне интерьера типичной советской квартиры, что еще более подчеркивает безликость человека, о существовании которого не осведомлен даже Бог.

К тому же времени относится и цикл « Persona поп grata» Владимира Парфенка, который можно рассматривать как своеобразный коллективный портрет современников, не совместимых с той Системой, в которой они родились. Как правило, это не случайные люди, а мои близкие друзья, хорошие знакомые и приятели, те, с кем меня сталкивала жизнь...» [1]. Этот цикл тоже носит отпечаток того времени, когда он был создан, и в этом нет ничего удивительного. В работах есть и критика явлений культуры того времени («Будущий меценат») и размышления над вопросом .«А какой он, мой современник?». Но при всем разнообразии работ в цикле чувствуется., что автор симпатизирует изображенным людям, хотя нередко к иронизирует над ними. Человек не уравнивается с Системой, как в работах И.Савченко, а противопоставляется ей.

Тема конфликта общества и индивидуума актуальна и по сей день, хотя и приобрела несколько иное звучание, стала более глобальной. С другой стороны фотографы больше внимания уделяют формальной стороне своих работ, которая их интересует не меньше идейной.

Образ человека - винтика остается актуален и по сей день. Подтверждение тому -работы серии «Табу (№)» Андрея Щукина, персональная выставка которого прошла в Москве в 2005году.

Композиции состоят из изображения обнаженного женского тела и прямоугольных щитков, напоминающих какие-то датчики с проводами. Они закрывают различные части фигуры - от глаз и рта до полностью всего тела, как бы запрещая сначала взгляд и разговор, а в итоге и самого человека. В этой серии живое обнаженное тело противопоставляется проводам и машинам, человек входит в конфликт с им же созданной техникой, а в итоге - с цивилизацией вообще. Вполне возможно, что это предостережение и попытка обратить внимание на то, чем чреваты процессы глобализации и технологизации. Поэтому, несмотря на некоторое сходство с работами Савченко, серия «Табу (№>)» более человечна по своей направленности.

Становится заметной общая для белорусского искусства тенденция ухода от остросоциальных тем. Художников интересуют более общие темы, абстрактные понятия, они стремя гея не критиковать, а философски осмысливать процессы, происходящие в современном обществе

ЛИТЕРАТУРА
1. В. Парфенок «Современная белорусская фотография: взгляд с Запада» Масгацтва Беларуси 1991, № 10
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz