Воскресенье, 17.12.2017, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Адаева Е.С. СТАНОВЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСТВЕ И.Н ГУММЕЛЯ, ДЖ. ФИЛЬДА, И. МОШЕЛЕСА
В силу исторически сложившихся обстоятельств деятельность ряда композиторов не получила достойного освещения в музыковедческой литературе. К таким композиторам относятся многие музыканты рубежа XVIII-XIX веков: Я.Л. Дусик, Д. Штейбельт, И.Н. Гуммель, Дж. Фильд, И. Мошелес. Они внесли большой вклад в становление романтизма и в обновление моделей ранее сложившихся жанров, в частности, фортепианного концерта.

В наши дни произведения этих композиторов начали исполнять зарубежные пианисты – М. Кролл, Г. Шелли, С. Хоуг и другие. Интерес к забытому наследию проявляют и русские исполнители – А. Корнеев, А. Бахчиев, Е. Сорокина. В нашей стране  произведения Дусика и Гуммеля исполняют студенты Белорусской Государственной Академии музыки. Некоторые фортепианные произведения Дусика, написанные в Беларуси, включены в сборник «Фортепианная музыка Беларуси XVIII века», составленный О. Дадиомовой.

В свете сказанного и определились задачи данной статьи – рассмотреть некоторые особенности формирования романтического фортепианного концерта и этим привлечь внимание к малоизвестным произведениям, оказавшим влияние на последующее развитие фортепианной музыки.

Рубеж XVIII-XIX веков, называемый некоторыми исследователями «преромантизмом» [3] или  «ранним романтизмом» [5], отмечен сложным взаимодействием разных художественных стилей. Вот как его характеризует Л. Кириллина: «После рубежа 1813-1815 годов в музыке началась эра романтизма, но пока продолжал творить Бетховен, был жив и классический стиль» [2, с.161].
В это время лидирующие позиции в области крупной формы по-прежнему занимали соната и концерт. Жанр клавирного концерта, зародившийся ещё в эпоху барокко в творчестве И.С. Баха и Г.Ф. Генделя и окончательно сформировавшийся  в творчестве венских классиков, пользовался особой популярностью. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, классицизм ещё сохранял свои позиции.

Во-вторых, именно в это время активно развивалось и технически совершенствовалось фортепиано. Всё более популярной и востребованной становилась виртуозная игра, пик увлечения которой пришёлся на первую половину XIX века. Жанр концерта, как никакой другой, давал исполнителю возможность проявить свою виртуозность. Кроме того, всё ещё актуально было сочетание композитора и исполнителя в одном лице. По мнению Е. Долинской, «Такая ветвь, как фортепианный концерт, традиционно была в лидерах жанра. Причины тому разные, главная среди них: многие крупнейшие музыканты прошлого были не только гениальными композиторами, но и самыми выдающимися пианистами своего времени» [1, с.5].

Стилистические изменения, произошедшие в жанре концерта, были подготовлены ещё в эпоху классицизма...

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz