Пятница, 17.11.2017, 20:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Черкаева Д.М. ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ
Литургическая музыка сформировалась во времена далекой языческой древности, но и сегодня слушая ее, мы ощущаем себя частью бескрайнего мира, частицей многомерной Вселенной. Слово «литургия» в переводе с греческого - всенародное дело, общественное служение, главное событие, вокруг которого развивалась жизнь человека. С ним ассоциируется явление «божественного пения», которое в народе называлось «ангелоподобным». От звуков такого рода музыки, по словам В.Медушевского, «очищается и просвещается душа и тело человека, умудряется ум, укрепляется духовная воля, раскрывается сердце Богу...»|5, с. 115].

Белорусская церковная музыка является частью великого восточно-славянского литургического наследия. Она отличается особенным богатством и многообразием. Отражая широкий спектр жанров, связанных с духовной жизнью человека, литургическая музыка при этом составляет самостоятельную область музыкального искусства.

Традиция богослужебного пения в Беларуси складывалась веками в различных исторических условиях. Понятие «литургическая музыка» подразумевает весь объем культовой музыки, включая всевозможные бытующие в церковном обряде жанры. Уникальность литургической традиции Беларуси заключается в том, что в ней находят воплощение разные культуры: византийско-славянская и латинская, православная и католическая, способствуя их взаимопроникновению и взаимовлиянию.

Первые школы церковного пения на территории Беларуси были образованы при церквях и монастырях. В Полоцке (992), Витебске (992), Турове (1005) и Смоленске (1101) они имели свои особенности и отличия в традиции исполнения. В период создания Великого княжества Литовского история церковного пения попадает под влияние Западной культуры и формируется, так называемый киевско-литовский распев. Наиболее показательным музыкальным памятником этого периода является «Супрасльский ирмологион» (1598 -1601), дающий представление о новом типе распева, записанном в демественной нотации, который отличает свободный подход к требованиям словесного текста, подчиненного мелодии. Отсутствие мелизматики и несоблюдение строгих канонов знаменного пения определяет влияние болгарской и греческой традиции.

Таким образом, к концу 16 века на Беларуси уже существовало несколько циклов церковных распевов: русский знаменный (столповой), киевско-литовский, супрасльский и торжественные распевы, привезенные из Болгарии, Греции, Сербии. Многоголосная традиция церковного пения приходила на Беларусь постепенно, благодаря жанрам, сложившимся в хоровой музыке - мотету, псалму, мадригалу. В крупных городах - Вильне, Полоцке, Гродно, Нес в иже существовали школы хорового пения, работали композиторы Януш Грушевский, Я куб Пашкевич, Вацлав Шамотульский, Николай Гомулка.

Тембровое богатство литургической музыке придают различные исполнительские составы. В практике церковного пения хоровые коллективы можно разделить на четыре кате горим:
-    соборные хоры (до 30 певцов), которые являлись главными центрами белорусского церковного искусства.
-    хоры в городских церквях (по составу от 15 до 30 певчих) в конце 19 начале 20 веков оставались центрами возрождения национальной музыки,
-   сельские приходские хоры (насчитывают не более 15 певчих), которые повторяют текст за дьяком и применяю!' самые простые формы гармонизации распевов.
- монастырские хоры - первоначально являлись приверженцами традиционной формы одноголосного пения, а затем ввели полифонию консервативного характера и стали поддерживать местные варианты церковного пения.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция возрождения интереса к музыке, ставшей первоисточником всех современных вокально-хоровых жанров. Среди профессиональных композиторов, интерес которых лежит рамках церковной музыки, необходимо отмстить роль Николая Равенского (1886-1953), который, обращаясь к богатому наследству белорусской народной песни, ввел народные мелодии в литургические служебные тексты. Продолжателем такой традиций стал Николай Щеглов (Куликович) (1897 - 1969), который также включал фольклорные мотивы и песнопения ирмологионов 17 века к собственные композиции.

Большое количество литургической музыки написано Алексеем Туренковым (1886-1958) и его учеником Николаем Бутомой (1905-1983). В 90-х годах 20 века активно создаются произведения литургической традиции, что говорит о возрождение церковных традиций на Беларуси. Большой вклад в развитие внесли композиторы Шлег Л.К.(р. 1948), Залетнсв О.Б.(р.1947)., Бондаренко А,В.(р.1955), Копытько В.М.(р. 1956), Бельтюков СП., (р. 1956), Кузнецов В.В. (р. 1955). Литургическая музыка звучит в исполнении национальных коллективов под управлением Ровдо В., Ефимовой Л., Насаева К, Жуковой Л., и солистов Скоробогатова В., Каспорской Я. и др.

В современном, постоянно изменяющимся мире, осмысление традиций прошлого является частью духовного воспитания нации. Ведь «духовность - не знания, не навыки решения задач, а способность мировоззренчески-полетного бытия», - писал В.Медушевский, - « Это движитель пая сила, устремляющаяся ввысь. Сила многомерная и целая. Цельность ее столь тотальна, что вся она присутствует в каждой из своих сторон. В корне любви к чему или кому-либо мы найдем веру в то, что любим, вера полнится силой, сила оборачивается волей, воля - желанием, желание - пониманием, деянием, творчеством и так до бесконечности.. .» [5, С. 10].

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Гай дэ Пикардиа, Царкоуная музыка на Беларуа 995-1935.- Мн.,1995.
2.    Дадзiемава В.Ул, (Уступны артыкул)\\ Помнш музычнай культуры Беларуа XVI-XVII ст. - Мн., 1995.
3.    Д1хач Т'Уступны артыкул)\\ Лпургичная музыка Бедарусл   XVIII ст.-Мн., Бел AM, 1993.
4.    Мдзiванi Т.Г., Серпенка P.I. Кампазйтары Беларуси - Мн., «Беларусь», 1997.
5.    Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью - Мн., 2000.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz