Пятница, 17.11.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Черняк В.А. ХОРОВАЯ МУЗЫКА XXI ВЕКА: ЖАНРОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Современный период развития хоровой а сарреll'ной музыки связан с тяготением к новым жанровым образованиям, развернутым концертным формам, с воплощением актуальных и значительных тем, а также с поисками разнообразных средств музыкальной выразительности, свойственных музыке XXI века. На протяжении последних трех, тесно связанных между собой десятилетий, происходил неуклонный процесс формирования нового композиторского мышления, повлекшего за собой стилевые и жанровые образные и композиционные изменения хорового искусства.

Несомненно, что белорусская хоровая а сарреll'ная музыка означенного периода - важный пласт современной национальной культуры, вобравший в себя многие качества музыки XX века и специфику творческих стилей национальных композиторов. Одной из новых сторон белорусских хоров является тенденция к жанровому обогащению, связанная с жанровым преобразованием, жанровым насыщением и расширением жанровых границ. Основанием для жанрового обогащения выступил феномен художественного синтеза, особенно в хоровых произведениях в виде: 1) внедрения в хоровую музыку специфических особенностей инструментальной музыки. 2) органичного сплава новых и старинных стилистических принципов хорового письма в условиях реконструкции старинных хоровых жанров. 3) проникновения в музыкально-хоровой контекст внемузыкального начала, прежде всего сценического, действенного, а также живописного (звукообразовательного), литературного, репрезентирующего творческую мысль на основе ассоциативного ряда.

Современная хоровая а сарреll'ная музыка свидетельствует о многообразном проявлении художественного синтеза как основы жанрового обогащения, что дало возможность провести дифференцированную классификацию хоров acappella по принципу синтезирования на современном этапе. Таковы: внутрижанровый синтез -обогащение современного хорового произведения за счет его внутренних исторически сложившихся средств, получающих новую жанрово-стилевую интерпретацию; межжанровый — обогащение данного хорового музыкального произведения (жанра) благодаря привнесению элементов иного музыкального нехорового жанра; полижанровый синтез — обогащение данного музыкального произведения (жанра) за счет привлечения элементов иного вида искусств (живописи, театра, литературы). В результате образуются новожанровые явления, возникшие на основе жанрового обогащения. В частности, к новым жанровым подвидам относятся: хор-романс, хор-поэма, «стихотворение с музыкой».

В настоящее время наблюдается интенсивный процесс жанрового преобразования «старого» и «нового» внутри конкретного жанрового вида (хоровой музыки). Этот процесс взаимопроникновения отдельных черт в свою очередь оказывает позитивное воздействие на развитие основных внутренних закономерностей того или иного жанра, сформировавшегося на протяжении столетий. Так, например, современный хоровой концерт явился итогом длительного становления хорового искусства и испытал воздействие других музыкальных жанров (его драматургия подчас сродни симфонической), ассимилировал также достижения старинного хорового концерта.

Белорусская хоровая музыка acappella конца XX начала XXI века отличается внутрижанровым переплетением. Данный этап белорусской музыкальной культуры отмечен освоением новых выразительных ресурсов хоров acappella, средств музыкального языка. Характерным стало слияние инструментального, симфонического и театрального начал, а также при внесение в хоровую а сарреll'ную музыку черт смежных видов искусства. Усиление роли этих факторов способствовало качественному обновлению хоровой музыки, придав ей черты новаторства и смелости композиторской мысли.

Обзор важнейших направлений в этой области творчества позволил прояснить общую тенденцию развития, связанную с движением к обогащению музыкальной стилистики и существенному преобразованию жанров. Этот общий процесс обозначен нами как расширение границ современности, рассматриваемый в аспекте образности отдельных сторон музыкального языка, принципов музыкального развития. По мере изучения эволюции белорусской хоровой музыки a cappella на современном этапе выявляются разнообразные пути ее развития, среди которых выделены фольклорная ориентация и процесс жанрового обогащения. Каждое из этих направлений содержит ряд специфических свойств и связано с особенностями национального мышления, а также исторических условий, в которых развивалась белорусская хоровая музыка.

В контексте современного национального музыкального искусства хоровая музыка воспринимается как яркое художественное явление в творчестве белорусских композиторов, как иной уровень вокальной культуры, как творческое переосмысление хорового звучания и хоровой краски. Все более и более усиливающаяся роль собственно хорового начала в синтезе различных видов искусств привела к тому, что последние годы хоровой компонент стал неотъемлемой частью инструментальной и театральной партитуры. Внедрение хорового начала в другие виды искусств становится все более глубоким и органичным. В 80-е, а затем и в 90-е годы, жанр испытал своеобразный период возрождения, когда хоровая музыка вводится в балет, в симфоническую партитуру, в театрально-драматические постановки, как бы восполняя тем самым существовавший в 50 - 60-е годы (период господства хоровой песни и хоровой обработки) пробел в развитии национальной хоровой культуры

Уже в 90-е годы хоровой жанр становится в один ряд на правах равного с другими инструментальными и театральными жанрами и этот процесс продолжает развиваться и в XXI веке. Таким образом, тенденции, возникшие в 80-е годы, нашли продолжение в хорах различной жанровой направленности, написанных композиторами более молодого поколения: С. Бельтюковым, А. Бондаренко. О. Залетневым, В. Копытько, А. Литвиновским, Л. Симакович. В их творчестве «суть белорусское» заявляет о себе с еще большей силой, определяя современный жанр и облик хорового сочинения. Характер-ной чертой последних лет стало свободное развитие новых стилистических направлений, прочно связанных как с национальным фольклором, так и с современными течениями. В этом своеобразие и самобытность хоровой музыки, которые объединяются емким понятием — белорусский современный хоровой стиль и представляют богатый материал для самостоятельного исследования.

Таким образом, хоровая асарреll'ная музыка начала XXI века характеризуется активным жанровым преобразованием, нашедшим выражение на уровне музыкальной стилистики (фольклор, ориентация на фольклор и индивидуальный стиль), отдельных жанровых элементов, связанных с преломлением музыкального «многожанрового» фактора (инструментального, фольклорного и древнеславянского) и «иножанрового» внемузыкального (смежные виды искусства), что дает основание говорить о ее жанровом синтезе.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz