Пятница, 17.11.2017, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Федорцова А.А. СОВРЕМЕННАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В БЕЛОРУССКОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ
Обладая способностью воздействия на большие массы людей, в эпоху глобального развития средств массовой коммуникации (СМК) и средств массовой информации (СМИ) музыка приобрела характер массового распространения и потребления. В связи с этим, наряду с высоким музыкальным искусством в XX - XXI вв. особенно актуальной стала вокальная музыка, пользующаяся наибольшим спросом и популярностью у слушателей - лёгкая для восприятия, упрощённая по форме, доступная для бытового, "усреднённого" потребления. Новое явление в музыкальном искусстве приобрело масштабы массовой социально-культурной востребованности, чем привлекло к себе научный интерес со стороны исследователей разных областей гуманитарных наук, в том числе искусствоведения.

Трудность искусствоведческого анализа заключается также в отсутствии единой научной терминологии но проблеме исследования: в отечественном и российском искусствоведении у одного и того же явления, каким является современная музыка, существует масса определений, которые отражают те или иные её стороны и составляют синонимический ряд понятия.

Уже с начала XX века термин «эстрада» прошёл эволюцию закрепления в общепринятом употреблении. Так, сначала само слово из бытового разговорного обихода перешло в терминологию чиновников для употребления в административных документах, затем, закрепившись, термин "эстрада" стал использоваться в публицистических изданиях, в СМИ и, наконец, в советский период стал определять театрально-сценические представления (концерты), состоящие из отдельных номеров (жанров) музыкального, хореографического, театрального видов искусства, а также цирка, демонстрируемых на сценических подмостках. Со временем некоторые учёные слали рассматривать эстрадное представление в качестве самостоятельного вида искусства, однако вопрос о самостоятельности эстрады как вида искусства долгие годы оставался дискуссионным.

В 1990-е гг. понятие «эстрада» стало заменяться более современным - «шоу-бизнес», отражающим её коммерческую составляющую. В настоящее время понятие «эстрадный» всё чаще употребляется исключительно функционально для обозначения «сценических подмостков», «концертной площадки». Что же касается понятия "эстрадная музыка", то здесь доминирующим смысловым значением обладает именно "музыкальная" составляющая. В связи с этим, эстрадную музыку следует рассматривать как разновидность музыкального искусства, как некий "поперечный срез", проходящий через все направления музыки и вбирающий в себя всё наиболее популярное в определённый отрезок времени: авторов, произведения, исполнителей. В качестве синонима понятию "эстрадная музыка" может использоваться понятие "популярная музыка", общеупотребительное на мировом уровне при описании процессов, активно протекающих в музыке XX - XXI веков, хотя в русском языке понятие "популярная музыка" шире понятия "эстрадная музыка". Так, под популярно!! вокальной музыкой (лат. populus - народ) понимается область музыкального искусства, которая приемлема и понятна большинству населения в конкретную историко-культурную эпоху, которая обладает своими эстетическими особенностями и находится в сложном комплексе взаимодействия с другими областями музыкального искусства.

Таким образом, под понятием "вокальная эстрадная музыка" можно понимать музыку, предназначенную для исполнения на эстраде (сценической площадке), представленную вокальными или литературно-вокальными произведениями, структурированными в доступных для восприятия жанрах (песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия) и преимущественно малых формах (как правило, с инструментальным сопровождением), простыми по музыкальному и литературному языку, с использованием всех средств выразительности музыки (мелодия, ритм, гармония и др.). В качестве дополнительных средств выразительности при сценической репрезентации произведений вокальной эстрадной музыки могут использоваться элементы хореографии, сценографии, а также сценический грим и костюм, пиротехническое и с вето цветовое оформление и т.д. Основными участниками процесса создания произведений вокальной эстрадной музыки являются автор поэтического текста, композитор, исполнитель, значительный вклад в этот процесс вносит творческая деятельность аранжировщика и звукорежиссёра.

Таким образом, уточнение и обоснование терминологии - один из важнейших этапов теоретического познания. Как только заявлен предмет «вокальной эстрадной музыки» и насколько возможно чётко очерчены его границы - открываются возможности практического и с кусств о ведче с к о го исследования, поскольку в белорусском искусствоведении явление современной вокальной эстрадной музыки, истории её развития малоизученны и нуждаются в глубоком научном исследовании.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz