Пятница, 17.11.2017, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Гончарова Н.А. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Знание и понимание отечественной культуры является необходимым фундаментом воспитания. Полнота понимания возникает лишь тогда, когда есть знание тех основ, на которых эта культура возрастала, которые в течение столетий являлись для нее питательной почвой и средой.

Однако, в течение долгих лет образование было оторвано от своих духовных основ, поскольку воспитание «нового» человека требовало новых идеалов. В результате несколько поколений «советских» людей оказались оторванными от традиций предков, изолированными от ценностей, ранее входивших в жизнь людей естественным путем, с самого детства и потому понятным всем. В настоящий момент возникает странная ситуация, когда знания об истинных истоках своей культуры приходится получать не естественным путем, от старших поколений, а из книг. Более того, со¬знание большинства из старшего поколения, являющегося обычно «стержневым», «передающим», заполнено штампами, схемами, наслоениями, доставшимися в наследство от прежней идеологии, но «пустотами» и «белыми пятнами» по части истинных знаний о своей культуре. Бабушки нашего времени уже не являются кладезями знаний русских праздников, обрядов, песен, поскольку помнят исключительно традиции советского времени. Да и уклад жизни современного русского города, деревни мало напоминает но исконном, свойственном жизни прежней России и запечатлен¬ном в русской истории, культуре духовном основании.

Вспомним о впечатлении, полученном М.А. Балакиревым, М.П. Мусоргским от посещения Москвы:
«... Москва заставила меня переселиться в другой мир - мир древности ...Знаете что, я был космополит, а теперь - какое-то перерождение; мне становится близким все русское ...» (М.П. Мусоргский. Письма)
Особые трудности возникают в местных условиях - самой молодой области России, оторванной от ее традиционных культурных центров, но территориально близкой Западу и испытывающей постоянное и сильное влияние западной культуры. Не воспитываясь в канонах своей традиции, трудно глубоко познать явления культуры, этой традицией наполненные.

На пути возвращения к своим истокам возникает множество трудностей. Одна из них - определение понятий - ведь за много лет произошла подмена смысла в жизненно важных для человека понятиях. Одно из них - «Духовность» - понятие строгое, не применявшееся ранее в русском языке вне Веры и Церкви и не использовавшееся по отношению к светской культуре. «Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, Церкви, Вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Даль В.И. «Словарь живого великорусского языка». Поэтому искусство, творчество не могут отождествляться с духовностью. Не всякий художник - пророк, но лишь тот, кто всем сердцем, умом устремлен к источнику Истины, кому открывается Божественная тайна. Именно о таком художнике пишет русский философ И.А. Ильин:
«Искусство - есть служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в служение с собою. Радость - художника создающего и вот создавшего в своем произведении новый способ жизни и подарившего нам, созерцающим, эту незаслуженную радость. Радость - сть духовное состояние, она от неба и от Божества. ... Радость - идет из духовной глубины, дострадавшейся до одоления и озарения». Ильин И.А. « Что такое искусство».

Но, чтобы слышать это в творении художника, нужно быть подготовленным - ведь «человек слушает музыку не одним внешним слухом, но гораздо более слухом своей души и своего духа». О тех же, кто не готов душою и духом своим к восприятию, Ильин сказал: «Люди внимают искусству духовно глухим ухом и созерцают искусство духовно слепым глазом».

Утратили свое духовное содержание понятия: «культура», «просвещение», «образование», «добро»,  «свобода», «красота».
Творчество в современном понимании - это ничем не ограничиваемое самовыражение, некий творческий порыв, горение («пафос творчества»), антитеза смирению.

У современного человека отсутствует реальный контакт с живой русской музыкальной традицией, какой был у русских людей прошлых эпох. Впечатления, полученные Рахманиновым в детстве от колокольного звона, церковного пения всю жизнь питали его творчество, стимулировали его. О воздействии на творчество русской церковной традиции, русской народной культуры писали М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Ф.И. Шаляпин. «Я считаю в высшей степени знаменательным и для русской жизни в высокой степени типичным, что к пению меня поощряли простые мастеровые русские люди, и что первое мое приобщение к песне произошло в русской церкви, в церковном хоре», - вспоминал Шаляпин.

Затрудняет понимание собственной культуры воспевание в современном искусстве идеалов, героев, этой культуре чуждых. Человек, умеющий за себя постоять, преодолеть препятствия, добивающийся своего вопреки обстоятельствам («прометеевский» герой) - подается как сильный. Гордым призывают восхищаться. Между тем, русский народ не восхищался ими. «Гордым быть, глупым слыть», «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «В убогой гордости дьяволу потеха» (Даль В.И. «Словарь...»).

В результате «обработки» современной масскультуры, сознание современного человека оказывается не готовым к «встрече» с собственной культурой прошлого. Благоговение перед идеалом святости, осознание преступности греха, неотвратимости наказания - то, чем «дышат» произведения русского искусства, мало трогают современного человека. Само понятие греха сейчас нивелируется, как и понятие идеала. А покаяние героев русской литературы понимается как их слабость. Но исповедальной интонацией наполнена не только русская литература, а вся русская культура в целом, это одна из самых отличительных ее особенностей!

Воспеваемый современностью культ наслаждения жизнью, непрекращающегося праздника и удовольствий является тормозом в восприятии «серьезных» тем, в частности, темы смерти, одной из главных для СВ. Рахманинова. Между тем, многие русские пословицы («Родится человек на смерть, а умрет на живот», «Что копили, того не зароем, а о чем не пеклись, то с собой понесем», «Злому смерть, а доброму воскресение», «Земной быт - не всему конец. Смерть - душе простор») говорят об ином: строгом, религиозно окрашенном отношении к понятиям жизни и смерти у наших предков. По поводу же «радостей» земной жизни русский народ высказался довольно определенно: «Наши радости (потехи) перед Богом - гадости». А о. Иоанн Кронштадтский еще в начале 20-го века говорил: «Удивительная болезнь появилась нынче - это страсть к развлечениям. ... Это прямой показатель, что людям нечем стало жить, и они разучились жить серьезной жизнью ... и начали скучать...»

Важную роль играет и то, что нас приучают ценить в произведениях искусства. Чаще всего в массовом сознании подчеркивается и заостряется внимание на новаторстве, нестандартности, эффекте, а в оценке руководствуются формулой: «мне нравится». Между тем, в русской поговорке «По милу хорош или по хорошу мил» есть верный ориентир - не личный вкус (который может и подводить), а идеал. Эту поговорку любил и часто цитировал И.А. Ильин.

Важнейшую роль в деле изучения русской культуры играет источник информации. К сожалению, литература по этому вопросу часто не может удовлетворить ум пытливого исследователя. Многое из того, что создавалось даже в последние, более свободные в информационном отношении годы, содержит переписанные «ошибки» или «неточности», перекочевавшие из источников советской эпохи. В выборе литературы следует проявлять принцип тщательности и осторожности, предпочитая материал, основанный на документах - воспоминаниях, письмах, свидетельствах самих художников, письмах, а также воспоминаниях их современников.

Путь постижения русской культуры не прост. Он предполагает внутреннюю перестройку сознания на иной, более глубокий и содержательный уровень, что позволит по-новому осмыслить давно знакомое, по-настоящему оценить незнакомое, а также найти прежде сокрытое от нас.


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz