Воскресенье, 17.12.2017, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Якубенко О.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ
Проблема интерпретации музыкальных произведений находится в ноле зрения исследователей различных областей науки и искусства - эстетиков, социологов, психологов, музыковеде, педагогов и др.

В гуманитарных науках понятие "интерпретация" часто связывают с "герменевтикой" - искусством и теорией истолкования текстов. В герменевтике интерпретация отождествляется с теорией понимания. С точки зрения этого методологического подхода, понимание представляет собой процедуру истолкования изучаемого явле-»ния, предполагающую использование определенной системы методических правил, с помощью которых устанавливается значение научного или художественного факта. По мнению В.В. Медушевского, термины «интерпретация», «интерпретировать» и их латинские источники (interpretation, irtterpretor) восходят к слову «interpres», которое только во вторую очередь означает «толковать», «объяснитель», «комментатор», а в первую - «посредник», «вестник», «прорицатель». Не прежде интерпретировать, потом понять, а наоборот [!].

В современной музыкальной педагогике важен процесс становления личности студентов, а их воспитание наиболее эффективным может быть в условиях художественного постижения музыкального искусства, понимаемое как познание человеком "тех эмоций и сопутствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря - в по-знании личностного смысла произведения" [2,с.4]. А. Пиличяускас считает, что такой подход к музыке активизирует деятельность студентов и закрепляет ценностно-значимый мотив этой деятельности - познание жизни, человечка, самого себя.

Основным признаком художественного познания является прежде всего целостность, синтетичность, так как художник познает действительность в ее многообразных связях и отношениях. Главным средством художественного отражения мира выступает образ. Процесс возникновения художественного об-раза - процесс, в котором возникает новое содержание. В мире художественных образов реальная жизнь предстает не сама по себе, а "в творческом общении с ней художника, в его власти, преображенная им, получившая от него дальнейшее развитие и творческую энергию, чтобы заражать ею и преображать реальную жизнь" [3,с.29]. Поэтому существенную черту художественной интерпретации составляют духовно-психологические особенности автора произведения, его эмоциональный мир, мировоззренческое, нравственное, и интеллектуальное своеобразие.

Проблема определения понятия «педагогическая интерпретация» в музыкальной педагогике остается открытой. Мы рассматриваем это понятие в широком и узком смысле, В частности, педагогическая интерпретация (в широком смысле) - это художественно-педагогический анализ музыкальных произведений на уроках музыки в диалогическом взаимодействии художника-композитора, художника-педагога и художника-студента. Педагогическая интерпретация (в узком смысле) это процесс самоосвоения и мироосвоения, индивидуального осмысления каждым участником занятий своей сути, природы другого человека, человеческого общества с помощью лучших образцов классической музыки и современных музыкальных произведений с целью развития педагогического мышления и интуиции, выработки индивидуального гностического стиля и личной профессиональной позиции, понимания и чувствования студента как объекта и субъекта воспитания.

Педагогической интерпретации музыкальных произведений позволяет формировать ценностные ориентации, потребности, личностную позицию студентов. Для педагога-музыканта - это определение и выбор методов и приемов воспитания и обучения, вычленение учебно-воспитательных проблем, индивидуальный и коллективный поиск действенных способов их решения, соотнесение эмпирических знаний с теоретическими положениями музыкальной педагогики, критический сравнительно-селекционный анализ эмпирического и теоретического, разработка собственной теоретико-эмпирической конструкции решения моделируемых педагогических проблем, экспертная оценка их эффективности.

Интерпретация - необходимая сторона искусства музыки. Потому без восстановления в ней духовных принципов красоты нельзя надеяться на благотворное действие великих произведений И.С. Баха, В.А. Моцарта, И.Брамса, С.В. Рахманинова. Красота, по выражению святителя Феофана Затворника, есть сладостная гостья из иного мира, возвышающая душу до духа и одухотворяющая ее [2,с. 12].

Таким образом, глубинное, содержательное понимание музыкального искусства невозможно без педагогической интерпретации музыкальных произведений. Ведь от личностного подхода педагога к данному понятию «педагогическая интерпретация» зависит процесс и результат понимания. Использование его в педагогической практике позволяет осуществить и сформировать ценностные ориентации, потребности, личностную позицию студентов.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: сб. трудов. Выпуск 129 / РАМ им. Гнесиных; отв. ред. Л.С. Дьячкова - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - 198 с.
2.    Пиличяускас, А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: пособие для учителя / А.А. Пиличаускас - М.. 1992. - 38 с.
3.    Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф. Волков. - М.: Искусство, 1989. - 250 с.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

как подстричь ровно челку
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz