Воскресенье, 17.12.2017, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Якубенко О.И. УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ и ОСОЗНАНИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
«Во всем ищите великого смысла» Св. Нектарий Оптинский

Существует три уровня восприятия и осознания музыки:
1-й уровень - фольклор (устное народное творчество);
2-й уровень - профессиональная светская музыка;
3-й уровень - церковно-каноническая (духовная музыка).
Если первый вид музыки проанализировать теоретически то можно сделать вывод, что в фольклоре существуют законы музыки, но исполнители воспринимают только составной музыкальный материал, без теории.

Светская же профессиональная музыка — уже не просто физическое звучание — ее авторы знают законы, закономерности музыки, ее устройство и пользуются этим устройством.

Церковно-каноническая (или духовная) музыка, как один из уровней мировой музыки, также должна рассматриваться, в свою очередь, на трех уровнях:
1-й уровень — звуковой материал (воспринимаемый и воспроизводимый звук);
2-й уровень — законы организации музыкального мате¬риала (теория, гармония, полифония, акустика, анализ форм и т. д.);
3-й уровень — духовное состояние (человека), порождающее определенные законы организации звукового материала. Последний уровень по существу является той квинтэссенцией, которую можно выделить в духовной музыке. На этом уровне нужно отметить следующее: подобно тому, как принято считать (апостол Павел, Апполинарий Младший), что человек состоит из тела, души и духа, в духовной музыке тело ассоциируется с физическим звуком, душа — это законы, согласно которым развивается звук, а дух порождает к жизни законы, оживотворяя их. И вот это последнее, собственно, и составляет «соль» духовной музыки [1, с. 11].

Поэтому, если при исполнении духовной музыки нет присутствия души, духа, какого-то внутреннего настроя, собранности мысли, ее сосредоточенности на слове, то, как говорится в Священном Писании, «если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой»? (Евангелие от Матфея, 5 гл.. 13 стих). Другими словами, исполнение хором произведения на культовую тематику без сознательного отношения к Священному тексту никогда не будет соответствовать своему высокому назначению.

Если сравнить музыку светскую (народную и профессиональную) с духовной музыкой, то нужно отметить, что в светской музыке музыкальные средства проявляются безгранично, бесконтрольно, т. е. эти средства находятся вне духовного контроля. В Западной музыке композиторы обязаны вносить в свои сочинения что-то новое, свое, какую-то свежесть красок. И при этом не дается никакой духовной оценки этим средствам.

В православной же духовной музыке каждое средство оценивается критически как с духовной, так и с моральной стороны. Музыка находится в полном соответствии с церковными канонами. И каждое музыкальное средство оценивается, естественно, церковными авторитетами. Словом, отбор средств построен на соборном опыте Церкви.

Различна и практическая сторона двух видов музыки. Если задача светской музыки заключается, скажем, в том, чтобы произвести какое-то впечатление на публику, воссоздать, порой, внешний эффект, словом, так или иначе воздействовать на слух, то духовная музыка, призванная восполнить духовный потенциал в человеке, утолить его духовный голод, ставит своей архиглавной целью воздействие на душу человека; она предлагает ему на мгновение отрешиться от всего земного, материального и сосредоточить все свои мысли и чувства на глубине песнопений.

Основные критерии уровней музыки:
В фольклоре - память и сравнение с прошлым авторитетом.
В профессиональной светской музыке возможности богаче. На этом уровне - соответствие звукового материала законам организации. То есть здесь композитор анализирует те или иные правила и теоретические законы.
Для церковно-канонического уровня особенно характерно обращение к духовному состоянию композитора. Законы организации звукового материала должны рассматриваться с точки зрения их духовного качества, их сущности. Словом, существуют законы музыки, которые ведут к духовному росту, одухотворенности, воодушевлению. И наоборот. Отсюда - духовный анализ музыкальных средств.

Огромное значение духовной музыки состоит еще в том, что она, как никакой другой вид искусства, является носителем высокой духовности и нравственности. Произведения духовной музыки, написанные на текст Священной истории, пронизаны глубочайшим смыслом. И хор, исполняющий то или иное произведение, обязан донести до слушателя высокий уровень нравственности, заключенный в данном произведении. А, как известно, нравственность - это одно из проявлений духовности, без которой не может нормально развиваться и вообще существовать человечество. Именно духовная музыкальная культура несет в себе высокую духовность и нравственность. Она является значительной частью воспитания и самоопределения человека, гармоничного развития личности.

Литература
1. Трубин Н. Г. Духовная музыка : учеб. пособие для студ. высш, и средних муз.-пед. учеб. заведений. Смоленск, 2004.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz