Воскресенье, 19.11.2017, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Хайновская Т.А. Д. КУРТАГ И ЕГО ИДЕИ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
На протяжении всего своего развития человечество находило различные пути для самовыражения посредством музыкального искусства и других видов творчества. В этом длительном и сложном процессе изменилось отношение к окружающему миру и осмыслению происходящих событий, а с ними и способы выражения, а именно язык музыкального общения.

В современном мире знакомство с новыми средствами музыкального выражения должно происходить на раннем этапе образования. Наряду с традиционными классическими примерами искусства прошлого, предполагается изучение новых явлений в фортепианной технологии, которые появились в XX веке.

Особая роль в области современной фортепианной педагогики должна быть отведена венгерской композиторской школе. Сегодня мы имеем замечательные образцы педагогической фортепианной литературы в творчестве Б. Бартока, П. Кадоша, Й. Шари, А. Бозаи, Д. Куртага и других. Не случайно в исполнительстве XX века столь заметны венгерские пианисты А. Фишер, Д. Ранки, 3. Кочиш, А. Шифф и другие.

Б. Барток, создав «Микрокосмос», на новом историческом эта¬пе вернулся к традициям эпохи барокко. Аналогии его циклу в музыке прошлого можно найти без труда. Один из самых ярких примеров - Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Эти циклы содержат большое количество новаторских приемов для своего вре¬мени. Они явились универсальным методическим пособием на столетия фортепианной педагогики.
Также мы можем с полным основанием считать «Микрокосмос» Б. Бартока школой фортепианной игры и одновременно школой композиторской технологии музыки XX века. Именно в этом аспекте нам хотелось бы проследить продолжение и развитие бартоковских традиций выдающимся композитором XX века Дьердем Куртагом.

Традиции Б. Бартока и их развитие в творчестве Д. Куртага

При создании «Микрокосмоса» Барток советовался с фортепианными педагогами, поскольку сам не имел опыта педагогической деятельности. Написанные с педагогической ориентацией циклы свободны от теоретизирования и являются практической школой для многих поколений пианистов.

Цикл Д. Куртага «Игры» состоит из четырех тетрадей. Размещение музыкального материала во многом аналогично шести тетрадям «Микрокосмоса». Б. Барток говорит о том, что его цикл не содержит теоретических положений, и педагог может по своему желанию выбирать нужные пьесы, не обращая внимания на их местоположение в цикле. Нам представляется, что первые три тетради содержат, в основном, инструктивный материал. Пьесы расположены в порядке постепенного увеличения уровня трудности. Следующие три тетради содержат пьесы, которые уже не имеют четкого порядка в плане возрастания сложности, они могут исполняться в старших классах ДМШ или на первых курсах музыкальных училищ.

То же самое можно отметить и в пьесах Д. Куртага. Если в первых тетрадях основное место уделяется упражнениям и небольшим пьесам, посвященным освоению тех или иных пианистических приемов, то последняя (четвертая) тетрадь представляется нам ориентированной на более взрослых пианистов (ансамбли на одном и на двух роялях). Автор представляет ансамблевый тип исполнительства как высшую ступень музыкантского развития.

Образное мышление

Одним из основных аспектов педагогической направленности творчества Б. Бартока и Д.Куртага является развитие образного мышления молодых музыкантов. В «Микрокосмосе» содержится типичный для инструктивных циклов пласт изобразительной, программной музыки. Об этом говорят названия многих пьес. То же мы находим у Д. Куртага. Каждая пьеса имеет название, несущее в себе определенную программу, связанную с образным содержанием, эмоциональной окраской музыкальной зарисовки или определяющую основную творческую задачу произведения. Д. Куртаг отличается удивительной изобретательностью в сочинении названий своих пьес. Без сомнения цикл «Игры» - один из самых удивительных примеров сочетания музыкальной и литературной образности («Ту¬манный канон», «Разъяренный хорал», «Звук и шарик» и т.д.).

Рассчитанные на детское восприятие, названия пьес Д.Куртага изобилуют необычным сочетанием слов, понятий, оригинальными образными ассоциациями, тонким юмором. Но изобразительная музыка может скрываться и за нейтральными обозначениями. И в этом случае возрастает роль педагога, который должен разбудить фантазию ученика, научить его нахо¬дить образные параллели в музыке без конкретных названий.

Фактура

Проблеме освоения различных элементов фортепианной фактуры уделяли огромное влияние и Б. Барток, и Д. Куртаг. К традициям Бартока можно отнести внимание к линеарной, полифонической фактуре, выработке навыков развития независимости пальцев. Несомненным влиянием композитора следует считать появление пьес, основанных на фольклорном материале. В цикле Куртага представлены две основные ветви венгерского фольклора - крестьянская песня и стиль «Вербункош». Обращение Батрока к национальным музыкальным источникам в значительной степени способствовало изобретению новых выразительных тембровых соединений, фактурных находок на рояле (от обработок венгерских и румынских песен до партии солирующего фортепиано в Концерте №3).

То же наличествует и у Д.Куртага в пьесе «Посвящение Михаю Холмоди» для фортепиано в 4 руки композитор воссоздает звуковую атмосферу классического ансамбля венгерских цыган.
Особого рассмотрения заслуживают два элемента фортепианной фактуры Д. Куртага, которые лишь обозначены в творчестве Б. Бартока - кластеры и глиссандо, а также звуковые эффекты, связанные с беззвучным нажатием клавиш (этим приемом Барток не пользовался). При всем разнообразии разновидностей кластеров у европейских и американских мастеров, систематичность использования этого приема в цикле Куртага поистине удивительна. Прием глиссандо использовался Бартоком неоднократно. Д. Куртаг представляет свою систему использования разновидностей этого исполнительского средства.

Использование флажолетных эффектов в многочисленных разновидностях приема беззвучного нажатия клавиш демонстрирует особую прелесть протяженного звука, возникающего на рояле безударно. Использование Куртагом флажолетной техники в цикле для юношества - первый пример подобного рода в истории мировой фортепианной литературы.

Технология и артикуляция

Как и в «Микрокосмосе» Б.Бартока, в цикле Д. Куртага встречаются образцы пьес, которые служат для развития тех или иных видов фортепианной техники. Это упражнение для развития беглости пальцев в позиционной технике, которые построены в порядке возрастания трудности: сначала ланы упражнения для трех пальцев, затем для четырех и пяти. Упражнения часто сопровождаются рекомендациями по применению тех или иных методов тренировки.

Встречаются в цикле пьесы, в задачу которых входит воспитание звуковой ровности при исполнении единой линии двумя руками по очереди. В высшей степени важным в педагогическом отношении следует считать тщательно подуманные названия пьес, подводящих к осознанию образных и технологических задач.

Значительное количество сочинений посвящено развитию навыков ручной педализации, то есть умению суммировать (удерживать) голоса посредством чисто мануальных приемов, без по¬мощи педали. Барток в своем фортепианном творчестве уделяет этому выразительному средству очень большое внимание.

Еще одна деталь, которая объединяет циклы Бартока и Куртага - наличие в них пьес, представляющих собой не что иное, как упражнения в различных видах артикуляции. Подчас они так и называются: "Legato" (Д.Куртаг), "Staccato & Legato" (Б.Барток).
Большое место уделено в обоих циклах навыков пальцевой атаки, ударного звукоизвлечения.

Ритмическая организация

Проблемы ритма, организации музыкального времени занимают большое место в циклах Б. Бартока и Д. Куртага. Д. Куртаг использует все основные принципы временной организации своего великого предшественника: метрическую асимметрию, полиметрию, остинатность и т.д. Но, вместе с тем, Д. Куртаг развивав! ритмические идеи, заложенные в «Микрокосмосе». Пьесы цикла дают возможность почувствовать ощущение времени, неподвластного четко установленным ритмическим нормам.

С методической точки зрения представляется чрезвычайно перспективным сочетание принципов строгой ритмической организации классического типа со свободной, способствующей развитию исполнительского потенциала ученика и подготавливающего его к пониманию алеаторных принципов организации музыкального материала.

Композиторское мышление

Одним из важнейших в современном репертуаре для юношества нам видится направление на развитие навыков композиторского мышления, принципов анализа того или иного стиля.
В цикле «Игры» Д. Куртаг подхватывает и развивает идеи Б. Бартока. Знакомство с «Играми» открывает широкие возможности для изучения большинства существующих на сегодняшний день стилей фортепианной музыки.

В рассматриваемом сочинении Д. Куртаг показал себя замечательным мастером моделирования музыкальных стилей. Причем подчас тот или иной стиль предстают в виде пародии, добродушного, но несколько ироничного подражания. Следует заметить, что подобные примеры хорошо известны в фортепианной литературе («Шопен», «Паганини» из шумановского «Карнавала» ор.9).

В целой серии пьес цикла «Игры» в качестве названия стоит посвящение тому или иному композитору: Бетховену, Верди, Шуберту, Чайковскому, Паганини, Скарпатти. В пьесах- подражаниях Д. Куртаг опирается, на какую - либо характерную черту в творческом почерке композитора и развивает ее, переводя на современный язык, используя выразительные средства фортепиано конца XX века.

В работе над подобными пьесами - подражаниями, пьесами - посвящениями чрезвычайно велика роль педагога, помогающего разобраться в стилистической «изюминке» каждого сочинения, хорошо представить себе, какие именно технологии имеет в виду композитор.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz