Воскресенье, 17.12.2017, 11:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Коларовска-Гмыря В. МАКЕДОНСКАЯ МУЗЫКА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Македонская композиторская школа относительно молода. Основоположником профессиональной композиторской музыки считают Атанаса Бадева (1844-1908) - ученика Римского-Корсакова и автора первой литургии, написанной в стиле европейского многоголосия. Дальнейшее становление композиторской школы приходится на 30-40-е годы ХХ-го века и связано с активной деятельностью любительских хоровых коллективов -школьных и городских, которые в тот период играли ключевую роль в распространении музыкальной культуры и музыкальной грамотности. Репертуар хоров активно пополнялся обработками народных песен. Их авторы (они же, как правило, и руководите¬ли хоров') - музыканты, не получившие композиторского образования, но сумевшие создать художественно ценные обработки, которые в дальнейшем послужили прообразом их собственных произведений. Среди них - Стефан Гайдов (1905-1992), Живко Фирфов (1906-1984), Тодор Скаловски (р.1909), Трайко Прокопиев (1909-1979), Петре Богданов-Кочко (1913-1988).

Подлинное «высвобождение» творческой энергии приходится на период после Второй мировой войны, когда Македония обретает государственность в рамках СФРЮ2. В кратчайшие сроки создаются музыкальные учреждения - опера, филармония, привлекаются профессиональные кадры из других регионов Югославии, молодые люди отправляются на учёбу за рубеж. Этот этап становления македонской композиторской школы связан с деятельностью авто¬ров, получивших композиторское образование в различных европейских музыкальных центрах, среди которых - Благоя Ивановски (1921-1994, Белград), Кирил Македонски (1925-1984, Любляна), Властимир Николовски (1925-2001, Ленинград - Белград), Тома Прошев (1931-1996, Любляна - Париж), Томислав Зографски (1934-2000, Белград). Последние трое авторов заложили традиции преподавания композиции на основанном в 1966 г. Факультете музыкального искусства при университете «Св. Кирилл и Мефодий» («Св. Кирил и МетодиН в столице Македонии Скопье.

Специфика македонской национальной композиторской школы - в некотором «запаздывании» её формирования, совпадающего с периодом радикальных стилевых «переломов» в западноевропейской музыке XX века, когда категория национального теряет свою актуальность. В кратчайший срок (практически, за полвека) македонская композиторская школа прошла различные стадии этого пути, которые в других условиях могли бы рас¬тянуться на десятилетия - от «национального романтизма» до освоения современных средств и техник письма, характерных стилевых явлений и др. Процесс становления и развития маке¬донской композиторской школы неоднолинееен, для него характерно нередкое сосуществование признаков разных стадий, раз¬личная степень «балансирования» между национальным и универсально-европейским. Значение национальной идеи в маке¬донской музыке объясняется различными факторами. Наиболее общий - продолжающееся непризнание самобытности нации и языка со стороны некоторых соседних государств и, в связи с этим - актуальность идеи национального самоутверждения. Более специфичный, связанный с чисто музыкальными явлениями
-    всё ещё активное бытование македонского фольклора, не¬европейского в своей основе (его главные черты - нерегулярный метр, нетемперированная мелизматика, бурдонное многоголосие). Так же своеобразно и ныне возрождающееся старинное церковное пение, основывающееся на монодической византийской традиции . Фольклор и старинная духовная музыка
-    важнейшие интонационные истоки профессиональной композиторской музыки в Македонии.
Процесс взаимодействия национальной традиции и европейских влияний можно представить следующим образом:
-    30-40-е годы: хоровые обработки народных песен, прежде всего - так называемой «староградской» традиции, на которую сильно воздействует западноевропейская тонально-гармоническая система;
-    50-е годы: появление первых произведений, осваивающих ключевые жанры западноевропейской музыки (опера, балет, симфония, симфоническая поэма, концерт), влияние неоклассических и неофольклорных тенденций;
-    60-70-е годы: воздействие алеаторики, сонористики, появление первых образцов электронной музыки. Особенность - тесное взаимодействие и корреспондирование «авангардных» техник и приёмов с фольклорными прообразами;
-    80-90-е годы: плюрализм стилей и техник в рамках авторского творчества и в рамках произведения2, стремление к синтезу, характерное для искусства конца XX века.

Эта периодизация соотносится с предложенными автором этих строк этапами формирования национальной композиторской школы:
1.    подготовительным, связанным с аккумулированием элементов своей и чужой культуры;
2.    переломным, связанным с появлением выдающейся творческой личности;
3.    периодом «взлёта», связанным с деятельностью последователей, учеников, «школы» как образовательного учреждения;
4.    зрелым, или периодом индивидуального выбора .

В настоящее время македонская композиторская школа на¬считывает, по меньшей мере, пять поколений композиторов2, 30-летнюю традицию подготовки композиторских кадров на Факультете музыкального искусства в Скопье, объёмный творческий опус, состоящий из произведений, практически, всех жанров, продолжающиеся активные контакты (стажировки, мастер-классы, фестивали) с коллегами из стран Восточной и Западной Европы и других регионов. Сосуществование и взаимодействие разных стилей и техник в творчестве авторов разных поколений говорит
О    зрелости национальной культуры и становлении в её рамках новой грани традиции - традиции профессионального музыкального творчества.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz