Воскресенье, 17.12.2017, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Корсак Н.А. КОРРЕЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ
В научной литературе понятие «исполнительские качества музыканта» трактуются неоднозначно. Но мнения различных авторов совпадают в том, что для музыканта-исполнителя необходимо обладать эмоционально-личностным восприятием музыкальных произведений и равно владеть логикой раскрытия их образа и содержания в процессе исполнения.

А. Г. Рубинштейн считал, что исполнение музыкальных произведений без владения техникой игры на инструменте невозможно. Б то же время для полноценной передачи художественного образа, достижения оригинальной индивидуально прочувствованной трактовки музыки одной техники совершенно недостаточно. По мнению великого музыканта, важную роль в этом процессе играют: понимание логики развития музыкальной формы и драматургии, эмоциональное проникновение в художественный образ и творческое переосмысление замысла композитора.

Для исполнителя необходим не только талант, но и глубокие профессиональные знания, разносторонняя культура личности, идейная убежденность. А. Б. Гольденвейзер подчеркивал, что важную роль в формировании музыканта-исполнителя играют именно его личностные человеческие качества. В статье Ф. Бузони «О требованиях к пианистам» указывается, что исполнителю необходимо обладать умением или способностью подчинять своей воле слушателя. Это качество он называл «личным магнетизмом».

С. Савшинский условно классифицировал исполнительские качества музыканта на три группы: художественную, техническую и эстетическую. К художественной группе он причислял проникновенность, содержательность, артистичность и эмоциональность исполнения, благородство и тонкость интонаций; к технической — высокую степень мастерства, виртуозность исполнения; к эстетической — тембровое и динамическое богатстве звучания.

Г. М. Цыпин утверждает, что «вне музыкальной логики ... музыке не удалось бы ... возвыситься до уровня искусства» [1, с. 136], а «вне эмоциональным путем, — указывает Б. М. Теплов, — нельзя постигнуть содержание музыки» [2, с. 23]. Вместе с тем, «одна логика, — утверждает М. Бунге, — никого не способна привести к новым идеям, как одна грамматика никого не способна вдохновить на создание поэмы, а теория гармонии — на создание симфоний» [3, с. 92].

О качествах, необходимых исполнителю, размышляли не только музыканты. Л. Н. Толстой считал, что настоящим художником (в широком смысле этого слова) может быть личность, соответствующая трем основным принципам: она должна стоять на уровне высшего образования своего времени, в совершенстве владеть мастерством и искренне любить свой предмет.

Обозначим некоторые из качеств музыканта-исполнителя, необходимых ему для успешной профессиональной деятельности.
1.    Техническое мастерство игры на инструменте. Качественное исполнение музыкальных произведений, сложность и вариативность их транскрипций напрямую зависит от технической базы исполнителя.
2.    Развитые музыкальные способности (музыкальный слух во всех его проявлениях, чувство ритма, память и мышление, сензитивность к новому в искусстве, творческие навыки и т. д.).
3.    Обширные и глубокие теоретические знания по музыкальной истории и культуре, широкая эрудиция исполнителя. Многие выдающиеся музыканты известны именно не только как исполнители, но и как педагоги, музыкальные критики, композиторы, авторы научных статей, то есть как всесторонне развитые личности.
4.    Как мы убедились, для музыканта крайне важно сочетание эмоционального и рационального в исполнительском творчестве. Преобладание одного из этих качеств над другим ведет к искажению художественного смысла произведения. Так называемое «механическое» исполнение музыки (увлечение техникой или виртуозностью) или исполнение, изобилующее излишними динамическими, агогическими отклонениями и т. д., уводит исполнителя в сторону от главного в искусстве — художественного образа.
5.    Обладание собственным взглядом на мир искусства, как способность к индивидуальному и оригинальному прочтению авторского текста.
6.    При этом следует помнить о том, что с жизненным опытом меняется отношение исполнителя к произведению, в его интерпретациях появляются свежие интонации, глубина и детализация в трактовке художественного образа.
/. Неотъемлемые качества музыканта-исполнителя — характер, воля и самообладание. Музыкант должен уметь управлять своими 3 !vi о ц и я Pvl и.
8. Важнейшая харизматическая черта исполнителя — артистизм, рассматриваемый нами  как умение управлять слушательской аудиторией, подчинять ее своей воле, объединять в едином эмоциональном порыве.  Яркий исполнитель в какой-то мере обладает гипнозом невербального воздействия на слушателя. Все названные качества музыканта-исполнителя находятся в диалектическом единстве,  они  взаимодополняемы, компенсируют разрывы в профессиональном и психологическом развитии личности.

Литература
1.    Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие для лед. ин-тов. М., 1984.
2.    Теппов Б. М. Избранные труды: В 2 т. Т1. Способности — Психология. М., 1985.
3.    Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz