Воскресенье, 17.12.2017, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Кошелев О.Ю. О ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АВТОРСКОЙ ШКОЛЫ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО А. МЫЛЬНИКОВА
Одной из главных задач системы отечественного музыкального образования является создание современного педагогического репертуара, направленного на формирование у ребенка не только первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие музыкальной культуры личности. Традиции создания педагогического репертуара в жанре фортепианной миниатюры имеют богатую историю. Великие мастера прошлого И.С. Бах, Р. Шуман, П. Чайковский, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, С. Прокофьев создали циклы, альбомы, тетради, сборники, которые давно переросли рамки инструктивной нотной литературы, доставляя эстетическое удовольствие людям всех возрастов. Эти традиции были развиты и продолжены в отечественной музыкальной педагогике благодаря творчеству Майкапара, Кабалевского, Свиридова, Слонимского, Гаврилина и многих других авторов. Однако, за последнюю четверть XX века, несмотря на настойчивые усилия педагогов-энтузиастов, удельный вес современной фортепианной музыки в педагогической практике неуклонно падает.

Как отмечают исследователи современного фортепианного педагогического репертуара, эта негативная тенденция во многом связана с тем, что общественные потребности образовали сложную, разветвленную, видоизменяющуюся систему, «сверхфункцией» которой является в данный момент создание репертуара подключающего, преобразующего через эмоциональное воздействие личность музыканта к социуму духовной культуры времени. Репертуар должен стать проблемным в художественно-концептуальном и методическом смыслах.

Необходимость принципиально новых линий развития технологий обучения, способных решать инновационные задачи в сочетании с наиболее полным историческим охватом явлений музыкальной культуры, становится объективной реальностью.
Заметным явлением в педпрактике ДМШ стала первая российская школа игры на фортепиано «Рождение игрушки» Санкт-Петербургского композитора Алексея Мыльникова, созданная в 1998-2000 гг. Школа предназначена для учащихся первых пяти лет обучения в ДМШ. В публикации анонса, выпущенного издательством «Ш», автор  ограничился  кратким  обращением  к педагогам:

«...Научить юного пианиста самостоятельно ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях, адекватно применять свои знания, умения, навыки при разучивании конкретного произведения - основная методическая задача Школы. Пьесы, этюды и экзерсисы основаны на свободном использовании образов и форм клавирной и фортепианной миниатюры XYIII -XX веков и направлены на последовательное освоение учащимися законов фортепианной игры».

Задача настоящего доклада - выявить новые дидактические и методические идеи, обозначить узловые моменты оригинальной авторской идеи, дать общую ориентировку в структуре музыкального материала. В отличие от авторских пособий и школ XX века (Орф, Барток, Йелинек и др.), где различные методические задачи решались в рамках индивидуального композиторского стиля и опорой на элементы современного музыкального языка, школа «Рождение игрушки» построена на иных принципах. В основе дидактико-методической концепции А. Мыльникова лежат следующие установки: художественный материал основан на интонационных архетипах европейской музыки, на наглядном моделировании в каждой пьесе, этюде, экзерсисе конкретных семантических и формообразующих средств, типичных для классической клавирной и фортепианной миниатюры XYIII -XX веков. Последовательное освоение законов и основных принципов построения художественного образа произведения «малой формы» в определенном жанре и стиле направлены на выработку у ребенка с первых шагов обучения вкуса к классическому наследию. По мысли автора, необходимо научить ребенка «не пересаживать себя в произведение, а себя забыть на время, «стать другим» (замечание Мережковского: «Музыка делает человека не злым и не добрым, она делает его другим»). И тогда не только появится общая способность оценки подлинных шедевров, но будет возможность создания мира своих духовных ценностей. С самого начала важно «отсечь» насаждаемое массовой музыкальной культурой ложное восприятие музыки, базирующееся на постоянном навязывании чего-то услышанного или увиденного и заставляющее нас «поставить» себя на место героя, пережить все, что он переживает. «В классических произведениях нет микробов, проникающих в тебя и заражающих тебя им. К ним нужно подходить самому, нужно, по выражению Рильке, «изменить свою жизнь». Открыть ребенку мир высокого искусства, где образы окружающей действительности приобретают идеальность, а об¬разы абсолютного, духовного - вещественность; когда и те, и другие вместе получают форму и наполняются красотой - главная дидактическая цель «Рождения игрушки». Автор создает своего рода краткую антологию выразительных и формообразующих средств фортепианной музыки, где преобладает архитектурный элемент, где произведение «строится», а не «изливается», где способ самовыражения художника ограничен строгими рамками классического музыкального мира, где нет места индивидуальному трансцендентализму с его «прорывами» в нечто новое («Микрокосмос» Б. Бартока). Такая «классикостремительная» дидактическая позиция удивительным образом получает неожиданное, на первый взгляд парадоксальное воплощение. Известные модели разных стилей и направлений спроецированы на пространственно-временной континуум, свойственный природе детского восприятия и сознания.

Разгадывая и постигая тайны Прошлого,
Мастер создает мир Настоящего.
Разгадывая и постигая тайны Настоящего,
ребенок создает мир Будущего.
Быть мастером, оставаясь ребенком,
удел стремлений всех творцов.
Древняя мудрость

Эта мысль, помещенная в конце школы, после финальной пьесы - ключ к пониманию общего замысла. Детское восприятие и сознание не отягощено прошлым опытом и лишено инерционности сознания, присущего взрослому. Оно устремлено в будущее, поскольку ребенок заново «открывает» достижения предыдущих поколений, интерполирует их, утверждая тем самым свой опыт в актуальном настоящем. С другой стороны, восприятие и сознание ребенка, обладая большой степенью дискретности, «выхватывают» из реальной жизни не стыкующиеся, на взгляд обыденной логики взрослого, фрагменты окружающей действительности. При попытке их стыковки ребенок моделирует для себя идеальную, во многом фантастичную картину мира. Поэтому практика, в отличие от взрослых, во многих случаях не является у детей критерием истины. Практику часто подменяет игра, в которой, действуя по правилам, им же придуманным, ребенок, играя, создает свой критерий открывающейся ему истины. Кажущийся алогизм, скачкообразность, калейдоскопичность детского сознания - результат непосредственно-интуитивного способа познания окружающей действительности, в корне отличного от механического или кибернетического способов, последовательно перебирающих и анализирующих элементы поступающей информации. Ребенок воспринимает и моделирует, пользуясь простыми предложениями, миниатюрными формами, наглядными и конкретными емкими образами. Развернутые логические построения, длительные цепочки умозаключений, иначе говоря, крупные, составные структуры и формы ему чужды. Отсюда возникают большие трудности в восприятии и освоении учащимися младших классов длительных разработок, протяженных нагнетаний и спадов, динамических сопряжений, развернутых масштабно-тематических построений. Не секрет, что ребенку легче сыграть под¬ряд десяток разнохарактерных миниатюр, чем одну «крупную» форму, даже если она в три-четыре раза короче их вместе взятых. Ем¬кий и интонационно доступный тематизм, контрастные сопоставления, краткие мелодические, ритмические, масштабно-тематические структуры, автономные и компактные фактурные образования - основные носители полезной музыкальной информации.

В силу вышесказанного, в основу организации музыкального материала положены три принципа: наглядности, членения и взаимосвязи интонационных архетипов (в дальнейшем - И.А.). И.А. - мотив (или несколько мотивов), имеющий в европейской музыкальной культуре устойчивую семантику, стабильную ритмо-интервальную структуру и несущий определенные синтаксические функции. И.А. - основной модуль, на котором строится музыкальный материал, элемент, которому присуще нераздельное единство его семантических, структурных и формообразующих качеств.

В отличие от установившейся отечественной традиции компоновки пьес по жанровым признакам, автор «Рождения игрушки» располагает пьесы в порядке возрастающей сложности технических приемов и средств выразительности. Овладение конкретным приемом, новым выразительным средством должно быть, на¬сколько это возможно, многоплановым. Когда один и тот же технический прием последовательно «обыгрывается» в разных по жанру и образному складу пьесах, ученику легче понять его универсальность и в дальнейшем самостоятельно применять его при знакомстве с разучиваемым текстом. Другой причиной такого расположения материала является стремление автора как можно скорее дать ребенку представление о жанровой специфике, о внутренних за¬конах построения музыкального образа. Ребенку гораздо легче на базе освоенного технического приема воспринять и осознать границу жанра, его простейшие средства выразительности.

С уверенностью можно сказать, что широкое внедрение в педагогическую практику дидактико-методических идей и принципов авторской школы А. Мыльникова послужит дальнейшему развитию современной фортепианной педагогики. Дальнейший подробный анализ взаимодействия отдельных средств выразительности, музыкальной формы и конкретных технических приемов школы требует продолжения в более масштабном исследовании.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Взято с сайта kapuchia
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz