Понедельник, 23.04.2018, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Курашевич А.В. ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ ХХ ВЕКА
Фортепианная музыка является неотъемлемой частью профессионального искусства Беларуси. Формирование белорусской национальной композиторской школы завершилось к концу XIX столетия, и фортепианное искусство (как композиторское, так и исполнительское) основывалось на прочном профессиональном фундаменте творчества Флориана Миладовского, Станислава Монюшко, Наполеона Орды.

Традиции корифеев белорусской музыкальной культуры XIX развивали в своём творчестве белорусские композиторы начала XX века – Константин Галковский, Яков Прохоров, Михаил Шнитман. Эти годы в истории формирования белорусского фортепианного искусства являются периодом позднего романтизма, в русской музыке нашедшего своё воплощение в творчестве С.Рахманинова, Н.Метнера.
XX век – очень сложный период в развитии белорусской музыкальной культуры. Это период становления советской профессиональной композиторской школы, период развития имеющихся на основе опыта прошлых веков тенденций, период обновления форм музыкального быта в сочетании с противоречивыми путями развития. Музыкальное искусство Беларуси отразило сложные процессы, проходившие в мировой музыкальной культуре этого столетия: кратковременность и скоротечность многих музыкальных течений, сменявших друг друга на протяжении одного десятилетия (в отличие от музыкального опыта прошедших столетий), неординарное личностное восприятие художниками сложных явлений действительности и многое другое. Белорусское фортепианное искусство как неотъемлимая часть музыкальной художественной культуры воплотило в себе неоднозначность явлений, трудность поисков и радость открытий.
 На протяжении XX века в развитии фортепианного искусства прослеживаются определённые этапы с конкретными стилевыми характеристиками: период 1920-1950-х годов, период 1960-1980-х годов и период последнего десятилетия XX века.

Формирование советской композиторской школы в 1920-е годы сопровождалось значительными трудностями, связанными с идеологическими установками послереволюционного времени. Перед советскими композиторами первого поколения (Н.Чуркин, А.Туренков, Н.Аладов) стояла трудная задача: создание национальных крупномасштабных жанров оперы, балета, симфонии и др. без опоры на опыт и достижения белорусской композиторской школы дореволюционной Беларуси. Огромный пласт музыкальной культуры оказался невостребованным и на какое-то время забытым. В сущности, до начала 1930-х годов инструментальная исполнительская культура республики не развивалась и, соответственно, оказались в забвении многие формы музыкального быта, традиции музицирования и исполнительства.

В 1930 году в связи с организацией Белорусской государственной консерватории для постоянной работы в ней в Минск были направлены молодые талантливые пианисты – А.Клумов, М. Бергер, Г.Шершевский. В развитии белорусской инструментальной музыки особое значение принадлежит Алексею Клумову. Примечательно, что не композиторы, а пианист А.Клумов, до того уделявший мало внимания сочинению музыки, в Минске обращается к интенсивному творчеству, изучает белорусский фольклор и пишет на этом материале фортепианные сочинения, вошедшие в золотой фонд национальной профессиональной музыки. А.Клумов создал первые в истории белорусского музыкального искусства высокохудожественные, яркие фортепианные жанры: сюиту, вариации на белорусские народные темы, концертные транскрипции, сонату, концерт. Эти произведения легли в основу развития соответствующих жанров белорусской фортепианной музыки. Став основоположником в создании многих жанров, А.Клумов, по сути, является продолжателем традиций профессионального искусства Беларуси в определённом направлении, а именно: он опирался на белорусский национальный материал в форме использования народных мелодий, танцевальных и песенных. Прочно опираясь на танцевальный фольклор, А.Клумов искусно использовал его ритмические возможности, мастерски разработал танцевальный тематизм. Отсюда и родилась «белорусская танцевальная сюита», блестящая, подлинно пианистичная.

А.Клумов первым почувствовал и несомненный эффект развёрнутой концертной формы, основанной на фольклорном материале, и смог в своём фортепианном концерте дать определённое развитие этому жанру. В произведении как бы сплавились качества, ставшие затем на многие годы для белорусского концерта основными: лирическая образность, живая концертность, эффекты контрастных сопоставлений протяжных песен и ритмической характерности белорусских танцев, плотное фактурное изложение – преобладание крупных форм фортепианной техники с влиянием концертности П.Чайковского, С.Рахманинова, их излюбленных пианистических приёмов.

В послевоенные годы интерес композиторов в большей степени был направлен на создание масштабных сочинений. Период 1950-х годов – определенная веха развития белорусского музыкального искусства, когда оно вышло на дорогу уверенного профессионализма. Количественному накоплению соответствует рост качественного уровня литературы. Идёт процесс углубления содержания, поиск более смелых и разнообразных форм использования разнообразных источников. Особенно показательно в этом направлении развитие жанра фортепианного концерта. Создано 33 произведения композиторами разных поколений: Е.Тикоцким, Д Каминским, Р.Бутвиловским, Г Вагнером и др. Для белорусского концерта характерны национальная основа, стремление мыслить «звуками в присущем народу интонационном строе»[1], воссоздавать типичные образы, связанные с жизнью народа, а также показ разных сторон национального характера, передача поэзии скромной и обаятельной родной природы. Тематизму присущи прямое использование народных цитат («Жавароначкі, прыляціце»,  «Ох, і сеяла Ульяніца лянок” в первом концерте Д. Каминского) и свободное претворение интонаций песенно-танцевального фольклора, концентрирование народного мелоса, его типичных особенностей (концерты Г.Вагнера).

На этом этапе на развитие стилевых черт белорусского фортепианного искусства сказалось заметное влияние традиций классической музыки, русской фортепианной школы, а также определённых советских композиторов – А. Александрова, С.Прокофьева. Произведения А.Богатырёва, П.Подковырова своей фактурой и интонационным строем связаны с романтическим русским пианизмом конца XIX – начала XX века, ярко выраженным в творчестве С.Рахманинова. Их объединяет тонкий лиризм, певучая вокальная мелодика, простота форм, насыщенность фактуры массивным последованием аккордов («рахманиновский наряд»), трактовка рояля как инструмента, способного воспроизводить звучание оркестра. Специфически национальная музыка в «рахманиновском наряде» вполне органично вписалась в фактуру произведений этих авторов.

Творчество Д.Каминского можно назвать в известном смысле классическим, настолько в нём прослеживаются классические традиции: прозрачность фактуры, лишённой сухости и всегда полнозвучной, гармоническое равновесие между различными формами изложения, определённое тяготение к упорядоченности классической уравновешенности изложения, приподнятый эмоциональный тонус. Соната, 8 прелюдий и фуг на белорусские темы, фортепианный концерт, «Детские пьесы для фортепиано» в полной мере отразили особенности его стиля, близкого стилю А.Александрова с его пианизмом, былинной повествовательностью, пейзажностью, лиризмом – качествами, органически присущими и белорусской музыке.

В 1950-е годы в композиторскую среду смело вошли молодые Е.Глебов и Г.Вагнер, творческий стиль которых отразил начало становления нового композиторского мышления – основной тенденцией музыкального искусства последующего дестилетия. Значительную роль в становлении этого процесса и поддержки таким образом стилевых поисков молодых композиторов сыграло творчество Э.Тырманд, стоящей у истоков белорусской советской музыки. Для стилевой манеры этого автора всегда были характерны синтез мягкой белорусской народно-песенной интонационности с экспрессивностью хроматической аккордики, принципы романтического формообразования с характерным для него монотематизмом и контрастным соотношением элементов. Лирико-философская образность обогащена жанровостью, гармоническим краскам присущи яркость и экспрессивность. Три фортепианные сюиты, написанные в 50-е годы, продолжают традиции Р.Шумана – немецкого композитора-романтика, адресовавшего свои произведения и детям, и взрослым. Фактурной ткани пьес, составляющих эти сюиты, присущи ударно-фоническая трактовка рояля, экспрессивные хроматизированные аккордовые комплексы, т.е. арсенал средств музыкальной выразительности, свойственных современным зарубежным музыкальным течениям и ставших характерными для развития композиторского мышления на следующем этапе развития фортепианного искусства Беларуси.

В конце 1950-начале 1960-х годов белорусская музыка вступает в новую фазу своего развития. Отчётливо намечается перелом, свидетельствующий о росте профессионального мастерства композиторов, усилении их творческой активности. В этот период повышается художественный уровень национальной музыки, возрастает её авторитет, ярче проявляются творческая индивидуальность и стилевые манеры значительной группы композиторов разных поколений.
Важнейшим фактором подъёма белорусской музыкальной культуры явилось укрепление её творческих взаимосвязей с музыкальными культурами других народов мира. Обмен художественными духовными ценностями, взаимообогащение национальных художественных культур протекали в эти десятилетия не на основе их выравнивания, помощи более развитых народов менее развитым, а на базе содружества, взаимодействия уже сложившихся, сформировавщихся культур, имеющих свой богатый исторический опыт [2].

В процессе взаимодействия музыкальных культур на белорусских композиторов оказало влияние творчество талантливых мастеров современности – Д.Шостаковича, С.Прокофьева, И.Стравинского, Г Свиридова. Важное значение в процессе стилевого обогащения имело творческое усвоение композиторами Беларуси достижений зарубежных композиторов XX века – Ббартока, А.Оннегера, П.Хиндемита. Изучение лучших произведений современных авторов открывало нашим композиторам новые горизонты, стимулировало их творческий поиск...

Скачать статью               Обсудить на форуме


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz