Воскресенье, 17.12.2017, 10:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Курашевич А.В. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
Фортепианная музыка Беларуси – одно из значительных явлений в развитии национального искусства. Специфическая особенность музыки выражать тончайшие оттенки чувств, воздействовать на глубинный мир человеческой души в произведениях белорусских композиторов трансформировалась в могучую силу формирования ценностных ориентаций человека в мире, желания творить по законам красоты.

История белорусской инструментальной музыки сложна и неоднозначна. Истоки инструментального музицирования своими корнями уходят в народное творчество – искусство скоморохов, сочетавшее в себе драматическую игру на незатейливые сюжеты, танцевальные отрывки и бесхитростные инструментальные наигрыши на популярных у народа инструментах – жалейках, бубнах, гуслях [1]. "Скоморошьи действа” откристаллизовали традицию инструментальных проигрышей (интермедий) между частями представления, в дальнейшем получившую своё развитие в спектаклях кукольных батлеечных театров. Инструментальные вступления, интермедии носили чисто иллюстративный характер, создавая приподнятый, эмоциональный настрой зрителям [2].

Белорусский Ренессанс конца XV-XVI веков сыграл особую роль в становлении на Беларуси профессиональных традиций в области музыкального искусства. Школьные театры, пришедшие на смену самодеятельным батлейкам – это шаг к профессионализации исполнительского искусства [2]. Музыка к спектаклям, сочинявшаяся профессиональными музыкантами, жившими и работавшими при монастырских школах, бурсах, перестала носить стихийно-импровизационный характер, постепенно переросла в самодеятельную исполнительскую структуру. Возникли разнообразные жанры танцевальной инструментальной музыки – куранта, менуэт, павана, широко распространённые в это время в Западной Европе. По свидетельству польских исследователей во второй половине XVI –первой половине  XVIIвека самым популярным инструментом в домах шляхты становится клавикорд. Ярким примером бытовой инструментальной музыки того времени является «Полацкі сшытак» - рукописный сборник популярной музыки XVII века, куда вошли инструментальные произведения, обработки или транскрипции вокальных сочинений. Наиболее интересной и многочисленной является танцевальная музыка с едиными стилевыми чертами, ритмическими и мелодико-интонационными особенностями [2].

XVIII век является одним из самых важных и интересных периодов в истории музыкальной культуры Беларуси, в частности – в фортепианной музыке. Именно она вышла на первый план среди других видов искусства, и в музыкальной жизни утвердились европейские формы светской музыкально-профессиональной практики, новые жанры и стили. XVIII век – век инструментальной музыки [2]. На Беларуси процесс «инструментализации» музыкальной культуры оказался интенсивным и всеохватывающим. Инструментальная музыка наполняла своим звучанием городской быт, сопровождала развлечения знати (балы, маскарады, фейерверки, охоту), игры простонародья. Звучала она и в церковных службах, обшегородских религиозных и светских торжествах. Отчасти и поэтому она попала в центр внимания композиторов – и профессионалов, и любителей. Большинство фортепианных сочинений того времени принадлежит перу музыкантов-любителей, представителей высшей знати. Блестяще образованные, знатоки и меценаты искусства, они часто бывали в музыкальных столицах мира, поддерживали личные связи с известными композиторами и исполнителями, были знакомы с достижениями и модными новинками в музыкальном искусстве Западной Европы. Неудивительно, что их произведения органично вписываются в контекст европейской музыкальной культуры. Свидетельство тому – жанры полонеза, дивертисмента, сонаты, типичные для европейской классической музыки, а также ярко выраженность классического стиля.

Творчество Матея Радзивилла, Михаила Казимира Огинского, Михаила Клеофаса Огинского наиболее характерно для белорусской фортепианной музыки XVIII века. Торжественно-импозантные блестящие полонезы, камерные лиричные сонаты этих авторов – яркая страница белорусской инструментальной музыки [3]. Аристократы-меценаты приглашают на работу в собственных театрах, оркестрах известных европейских музыкантов: Дж. Альбертини, Я.Дусика, И.Голланда, В.Живного, Дж.Константини. В их сочинениях (прелюдиях и фугах, маршах, полонезах) чётко прослеживаются традиции западноевропейского искусства в сочетании с элементами славянского фольклора [2].

В конце XVIII века Беларусь включена в состав Россійской империи и многие композиторы, выходцы из Беларуси, занялись своей творческой деятельностью за пределами "малой родины”. К.Ельский, И.Глинский, С.Монюшко, А.Абрамович создали ряд фортепианных сочинений: фортепианную поэму "Белорусская свадьба”, танцевальные пьесы на мелодии белорусских народных танцев, обработки народных мелодий для фортепиано [4]. Опора на народные темы, использование прямых цитат в творчестве белорусских композиторов XIX века нашли своё продолжение в творчестве композиторов XX века.

XX век – очень сложный период в развитии белорусской музыкальной культуры: это и становление советской профессиональной композиторской школы на основе опыта прошлых столетий, и противоречивые пути развития. Несколько поколений композиторов создавали палитру белорусского музыкального искусства [5].

Для фортепианной музыки Беларуси 30-е годы явились фундаментальными. По сути, в 20-е годы перед белорусскими композиторами стояло слишком много задач – создание национальной оперы, балета, кантат. Пианизмом интересовались мало. В начале 30-хг.г. в Минске организована Белорусская консерватория, куда приглашаются замечательные пианисты-педагоги А.Клумов, М.Бергер и Г.Шершевский. Полные сил и инициативы, они стремятся создать в Минске большой фортепианный центр и чутко улавливают запросы времени. Примечательно, что не композиторы, а пианист Алексей Клумов, до того уделявший мало внимания сочинению музыки, обращается в Минске к интенсивному творчеству, изучает белорусский фольклор и пишет на этом материале фортепианные произведения, вошедшие в золотой фонд национальной фортепианной музыки. А.Клумов считается её зачинателем [4]. Начав с мелких пьес – элементарных «песен без слов», он переходит к развёрнутым виртуозным формам серьёзного драматического содержания. Знаменитая «Белорусская танцевальная сюита», блестящая, подлинно пианистичная, является первым белорусским фортепианным концертом, ставшим излюбленным жанром в творчестве последующих поколений белорусских композиторов [6].

Послевоенная музыка для фортепиано отражает заметное влияние стилей С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ан.Александрова, что явилось как бы толчком для поиска новых жанров, музыкально-изобразительных средств в творчестве белорусских композиторов. 50-60-е годы являются годами расцвета фортепианной музыки. Количественному накоплению сопутствует рост качественного уровня литературы. Композиторы А.Богатырёв, П.Подковыров, Л.Абелиович, Э.Тырманд, Д.Каминский обращаются к жанру сонаты, пьесам мелких форм, концертам [6].

Последние десятилетия XX века очень насыщены и разнообразны в истории развития белорусской инструментальной музыки. Одновременно сочиняют несколько поколений композиторов: от ставших классиками Э.Тырманд, Л Абелиовича через творчество Г.Вагнера, Е.Глебова, С.Кортеса, Д Смольского к музыке композиторов «новой волны» - Г.Горелова, Н.Литвин, В.Серых, В.Солтана, В.Кондрусевича, А.Сонина, Л.Мурашко, Н.Устиновой и других. В сочетании полярных стилей – от традиционного до новаторского, разнообразие тематики и жанров, обогащение музыкального стиля современными средствами музыкальной выразительности, использование современными композиторами ресурсов стародавней и современной музыки, их органичный склад, широкий спектр жанров – от традиционных до синтезированных – таковы характерные черты белорусской фортепианной музыки последних десятилетий [5].

Пройдя сложный исторический путь развития, белорусская фортепианная музыка сформировалась в систему, включающую в себя интонационные модели, профессиональные нормы композиции и принципы построения неповторимого произведения. Фортепианная музыки сегодня – это яркое, интересное и многогранное явление, один из важных пластов современной белорусской культуры, воплощающей актуальные и значительные темы, сложные, неоднозначные процессы нашей действительности.

ЛИТЕРАТУРА
1.Скарабагатчанка А.В. Народная  інструментальная культура Беларускага Паазер,я. Мн., 1997. – 471с.
2.Дадиомова О.В. Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII столетии. М., 1992. – 470с.
3.Залуский А. Время и музыка Михала Клеофаса Огинского. Мн., 1999. – 191с.
4.История белорусской музыки / Ред. Г.Глущенко. М., 1976. – 300 с.
5.Мдзівані Т.Г., Сергіенка Р.  Кампазітары Беларусі. Мн., 1997. – 460 с.
6. Нисневич И., Нисневич С. Очески по истории советской музыкальной белорусской культуры. Л., 1969. С. 45-48.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz