Вторник, 20.11.2018, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Курашевич А.В. О МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Гуманистическая модель современной системы образования предполагает непрерывность общекультурного, профессионального, социально-нравственного становления личности, интеграцию опыта и мотивационно-ценностной позиции, потребность в саморазвитии, самовыражении, самореализации. Поиск новых концептуальных подходов в разработке технологий обучения обеспечивает приоритет личностно-субъективного фактора в профессиональной подготовке будущих специалистов в области музыкального образования.

Основная функция личностно-субъективного опыта состоит в создании собственного интерпретационного комплекса как системы эмоционально-ценностных установок, стереотипов, добытых личностью путём субъективных обобщений в процессе обучения. Создание подобного комплекса можно осуществить в процессе интерпретационной деятельности студентов в исполнительских классах.

«Всякое исполнение ... состоит из трёх основных элементов: исполняемого (музыки), исполнителя и инструмента, посредством которого воплощается исполнение» (Г. Нейгауз). С точки зрения психологии художественного творчества началом его считают копирование элитарных образцов. В соответствии с таким тезисом склонность молодого исполнителя к подражанию вызывает опасность формирования инертности творческого действия. Одним из средств развития исполнительских возможностей является приобретение собственного музыкального опыта на основе постижения интонационно-образного строя произведений в музыкально-историческом, композиторском, жанрово-стилистическом, личностном контексте. Процесс постижения включает в себя исследование общих, типичных, индивидуально-неповторимых черт, умение «прочитать» замысел автора через «знакомство с ним», желание постичь связь традиций, времён, эпох.

Чтобы интерпретация произведения стала личностно-значимым явлением для исполнителя, необходимо перевести художественный замысел композитора на язык своих личностных смыслов, актуализируя и преобразуя индивидуальный опыт. Проблема со¬отношения авторского замысла и «своего» толкования является одной из значительных проблем интерпретации музыкального произведения. Необходимость формирования у будущих преподавателей концептуального уровня постижения музыки и является побудительным мотивом к развёрнутой музыкально-исполнительской практике студентов педвуза. Исполнительская деятельность студентов знаменует важный этап в становлении и развитии будущего преподавателя: вырастает значение объективно-познавательных элементов, усиливается интеллектуальное начало. Личная интерпретация музыкального произведения, воплощённая в концертных формах исполнения, ставит перед исполнителем объективные художественные задачи - раскрытие, истолкование и передачу образного строя и замысла его автора, что ведёт к развитию способности студента к широким творческим обобщениям чувств и мыслей.

В условиях реформирования современного образования, поиска критериев совершенствования профессиональной подготовки специалистов разного профиля становится всё более очевидной необходимость расширения в учебно-воспитательном процессе высшей школы музыкально-исполнительского творчества студентов. В этой связи исполнительская практика должна быть сориентирована на изучение перспективных направлений, каждая из которых требует не только формирования специальных знаний и умений, но и стимулирования индивидуальных проявлений творческого самовыражения личности. Реализация этой задачи в значительной мере основана на проверенных практикой технологиях обучения и развития исполнительских навыков, на эффективных приёмах художественно-эстетического воспитания. В качестве условий эффективного приобщения студен¬та к исполнительской деятельности можно определить:
  • реализацию методов обучения, направленных на воспитание психологических качеств студента (потребность в эмоциональном самовыражении, готовность к коммуникации средства¬ми искусства, мотивированность творческих проявлений);
  • использование в учебном процессе дидактических положений, которые предусматривают последовательное овладение определённым видом действий: от начальной ознакомительной стадии к освоению, а затем - и к высшей форме их проявления - к творческой форме соответствующего характера (исполнительское творчество);
  • включение широкого спектра форм концертирования (лекции-концерты, фестивали и др.), направленных на выявление сфер музыкально-художественной деятельности, в которой с наибольшей полнотой могут раскрыться потенциальные способности студента;
  • достижение в процессе всестороннего развития исполнительских навыков студента активизации общехудожественной творческой фантазии и специфики музыкального воображения.
Таким образом, основой современного образования является опора на индивидуальные способности и возможности студен¬тов, стимулирование их творчества. Музыкальное искусство заключает в себе огромные потенциальные возможности (воспитательные, развивающие, просветительские и др.) открытия тем и ценностей искусства, осознания себя в искусстве и своего места в жизни.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz