Воскресенье, 17.12.2017, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Курашевич А.В. РУССКО-ЛИТОВСКИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ
Становление белорусской музыкальной художественной культуры протекало в исторических условиях интегрирования с музыкальными культурами Литвы и России. Культура белорусского народа формировалась в тесном единстве с историческим, политическим развитием страны. Беларусь на всём историческом пути своего становления территориально входила в состав различных государств: Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, СССР. Духовная жизнь белорусского народа, его культура тесно переплеталась своими корнями с духовным наследием ближайших славянских народностей, взаимно обогащаясь и взаимодополняя друг друга в формировании культурных пластов.

Белорусская музыкальная культура восходит в своих истоках к ритуальным и трудовым практикам предков белорусского народа – дреговичей, кривичей и радимичей, образовавших на исходе VII-VIII столетий свои державы – Полоцкое, Туровское, Смоленское и другие княжества. Свойственные музыкальному искусству того времени жанры, музыкальный язык и вся система образности связана с творческими завоеваниями песенного и инструментального фольклора. Область эта исторически многоярусна и жанрово многолика. В ней тесно переплетаются явления, запечатлевшие многовековой опыт народа, традиционные формы и жанры его творчества. В музыкально-фольклорной практике проступает специфика исторического развития песенного и инструментального творчества устной традиции со своими ярчайшими стилевыми чертами [1].

Народная песня занимала важное место в семейном и общественном быту. Широкое распространение получил обрядовый фольклор, связанный с языческими религиозными верованиями и ритуальными действиями, сложившимися в эпоху общинно-родового строя. Распространены колядки, щедровки, веснянки, юрьевские, троицкие, жнивные, косарские, осенние песни. Широко представлены лирические песни с мелодической широтой, свободой дыхания и вариантными преобразованиями отдельных попевок. Большой пласт народного творчества составляют песни социального протеста: солдатские, рекрутские, песни крестьянской и казацкой вольности.

В стилистике обрядовой практики чётко прослеживается  мелодическая общность обрядовых песен Руси, Беларуси, юго-восточной Литвы (Дзукии). Мелодии, как правило, одноголосны, отличаются распевностью, их звукоряд – малообъёмен, с ангемитонными оборотами. Метроритмическая структура отличается сложным членением, ассиметричностью, переменностью метра [2].

Истоки инструментальной музыки своими корнями уходят в народное творчество: искусство скоморохов, сочетавшее в себе драматическую игру на незатейливые сюжеты, танцевальные отрывки и бесхитростные инструментальные наигрыши на популярных у народа инструментах – жалейках, бубнах, гуслях. На Руси искусство скоморохов существовало до XVII века. Среди скоморохов встречались гусляры, гудошники, «свирцы» (исполнители на примитивных музыкальных инструментах). Репертуар складывался преимущественно из народных песен и плясок.
Прослеживается чёткая связь традиционных приёмов «скоморошьих действ» в народном искусстве белорусского и русского народов. «Скоморошьи» игры откристаллизовали традицию инструментальных проигрышей  (интермедий) между частями представления, в дальнейшем получившую своё развитие в спектаклях батлеечных театров.

Период от середины XIII в. до конца XVII в. – это время объединения белорусских княжеств в единое государство – Великое княжество Литовское, признания белорусского языка официальным языком государства. Данная эпоха получила название «Золотой поры» белорусской государственности и культуры. Организация единого, центрального великокняжеского двора (сначала в Новогрудке, затем в Вильно), переформирование его на европейский лад дали огромные возможности для развития культуры Беларуси, её музыкального искусства. Возрастающие связи с европейскими державами способствовали проникновению на Беларусь и закреплению на ней западноевропейской музыки и её представителей.

Традиции европейского рыцарства и проявления распространённых форм и жанров рыцарского искусства вошли в быт представителей знати. Параллельно с этим пластом музыкальной культуры продолжало развиваться и народное искусство. Князь Ольгерд (XIV в.) зачастую приглашал народных музыкантов к своему двору, расширяя таким образом область распространения народного творчества. Князь Ягайло, став польским королём, взял к себе целый ряд белорусских народных певцов, музыкантов [3]. Таким образом, национальное искусство белорусского народа, переплетаясь с литовским фольклором, близко сосуществовало с западноевропейским музыкальным искусством, образуя единый сплав.

Кульминационное развитие белорусской культуры приходится на второй период «Золотой поры» (эпохи Ренессанса и Барокко). Данные эпохи имели кардинальное значение для развития европейской музыкальной профессиональной культуры как эпохи формирования новых форм музыкальной жизни, жанров и стиля музыкального искусства. С XVI века появляется светское музицирование: помещики содержат инструментальные и вокальные капеллы (Гродно, Несвиж, Слоним), при дворе великого князя в Вильно в XVII веке находятся итальянская оперная и балетная труппы, а так же оркестр.

Большое значение для укрепления и взаимопроникновения музыкальных культур России, Беларуси и Литвы имел Виленский университет, основанный в 1579 г. Во 2-ой половине XVII в.  Вильнюсе работал композитор и теоретик музыки Николай Дилецкий. Здесь около 1675 г. им была написана «Грамматика мусикийская» (в первоначальном варианте на польском языке). Украинец по национальности, Дилецкий работал в 70-х г.г. XVII века в Москве, где создал композиторскую школу мастеров многоголосного хорового письма. В «Грамматике мусикийской» были разработаны теоретические основы партесного пения – стиля хорового многоголосия, который первоначально сложился на Украине и Беларуси, а затем получил высокое развитие на русской почве. Высшей формой партесного пения был хоровой концерт a capella для 8,12 и более голосов. Торжественная приподнятость, монументальность звучания, сила и яркость колористических контрастов сближали партесный концерт с понятием «русское барокко» (кругом явлений архитектуры, поэзии и изобразительного искусства конца XVII в. [4]).

С развитием партесного многоголосия было связано возникновение канта–бытовой многоголосной (чаще 3-голосной) песни на свободно трактованные религиозные сюжеты. Текстами канта служили произведения силлабической поэзии, получившие широкое распространение  в России во 2-ой половине XVII века. Ряд кантов сочинён на слова Симеона Полоцкого (В.Титов «Рифмотворная псалтырь», содержащая стихотворный перевод всех «Псалмов Давида»).

Многоголосное пение, свойственное музыкальной культуре России XVII-XVIII в.в., нашло своё претворение в белорусской народной песне. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (так называемой «подводке») – сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются  без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Слияние российской многоголосной песенной основы с мелосом белорусской музыки привело к обратной связи – ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских композиторов классиков: первой симфонии А.Глазунова, операх «Снегурочка» и «Млада Н. Римского-Корсакова, «Литовской рапсодии» и «Трёх симфонических песнях» Карловича, операх С.Монюшко [5].

Творчество С.Монюшко (уроженца Беларуси), композитора, дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля, жившего в Вильно в 1840-1858г.г. – ярчайшая страница в истории музыкальной культуры Литвы и Беларуси. Интерес к польскому, литовскому, белорусскому фольклору стал определяющим  в его творчестве. В виленский период создано большинство песен С.Монюшко (всего композитором написано свыше 400  песен). Влияние музыкального фольклора проявилось в самой мелодике, в ритмике произведений С.Монюшко. Песни композитора высоко ценил А.Н.Серов, который считал их (наряду с песнями Ф.Шуберта, Р.Шумана, М.Глинки  и А.Даргомыжского) лучшими образцами песенной лирики. Восхищался песнями С.Монюшко также А.Даргомыжский, с которыми тот и познакомился во время своих поездок в Петербург в 1849г. и 1856г.

В XIX веке Беларусью и белорусами назывались только территория и население Витебской и Могилёвской губерний, в то время как территория Минской и Гродненской губерний назывались «Литвой», а население – «литовцами» или «литвинами» [6]. Неудивительно, что музыкальная жизнь Минска и Вильно тесно переплеталась, взаимно обогащая музыкальные культуры двух народов. В 1852 г. в Минске была поставлена комическая опера «Селянка» С.Монюшко на либретто В.Дунина-Марцинкевича. Оперетта М.Кимонт «Залёты» по одноименной комедии В. Дунина-Марцинкевича была показана Белорусским музыкально-драматическим кружком в Вильно (1915 г.). В создании музыкальных интермедий в спектаклях Первой белорусской труппы И.Т.Буйницкого принимал участие классик литовской музыки С.Шимкус.

Включение Беларуси в состав Российской империи в конце XVIII века повлекло за собой существенные изменения в области искусства, образования. Начался процесс усиления российско-белорусских связей в музыкальной сфере. Многие деятели культуры, выходцы из Беларуси, получили возможность жить и заниматься творческой деятельностью за пределами своей «малой родины». Творческий и жизненный путь Осипа Козловского, учителя музыки в доме графов Огинских, а в дальнейшем директора музыки Дирекции императорских театров в России, является ярчайшим примером обогащения музыкальных культур славянских народов. О.Козловский – один из создателей русского романса. Камерные полонезы композитора предвосхитили романтическое направление в русской фортепианной музыке. Программные увертюры и антракты автора подготовили почву для русского драматического программного симфонизма, а в величественных хорах прослеживаются традиции русских хоровых концертов Д.Бортнянского, М. Березовского и их предшественников. Традиции русской композиторской школы нашли яркое воплощение на белорусской почве. В произведениях К.Крижановского, К.Марцинкевич, Ю.Дащинского прослеживается ориентация на стиль концертного романтического инструментализма, присущего творчеству П.Чайковского, А.Глазунова, А.Рубинштейна. Период позднего романтизма, в русской музыке нашедший своё воплощение в творчестве С.Рахманинова, А.Скрябина, Н.Метнера, в Беларуси представлен музыкой К.Галковского, Я.Прохорова, М.Шнитмана.

Музыкальная культура Беларуси XX века всесторонне отразила процесс интегрирования с музыкальной культурой России. На стилистике белорусского музыкального искусства сказалось заметное влияние определённых черт стилей советских композиторов Ан.Александрова, С.Пркофьева, Д.Шостаковича, Р.Щедрина. Синтез народной песенно-танцевальной интонационности с эксперессивностью хроматики, контрастным соотношением элементов характерен для творчества Э.Тырманд, Е.Глебова, С.Кртеса, Н.Устиновой, Г.Гореловой и многих других белорусских авторов.

Белорусская музыкальная художественная культура на различных этапах своего развития отразила путь эволюционирования от подражания общеевропейским образцам до стилевой индивидуализации манеры конкретного творца. Процесс интегрирования с музыкальными культурами ближайших соседей (стран Балтии, России и др.) чётко определил стилистику, характерные черты белорусского музыкального искусства, являющегося одной из неотъемлимых сторон национальной культуры и развивающегося в тесной связи с общественной жизнью своего времени.

Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Якименко Т. Песенное и инструментальное народное искусство в композиторской практике // Белорусская музыка 1960-1980-х г.г. / Сост. К.Степанцевич. Мн., 1997. С.197.
2. Холопов В. Литовская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М., 1998, т.3. С.450.
3. Дадзіёмава В. Музычнае мастацтва Беларусі у эпоху Рэнесансу і Барока // Мастацтва, 1997, №5. С.35-38; №6,  С.46-49.
4. Келдыш Ю.В. Русская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл.ред. Ю.В.Келдыш. М., 1978, т.4. С.762.
5. Нисневич И. Белорусская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М., 1973, т.1. С.386.
6.Ахвердова Е. Из истории фортепианного искусства Беларуси XIX века // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. Мн., 1983, вып.3. С.77. 

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz