Пятница, 17.11.2017, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Курашевич А.В. ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Белорусская музыка сегодня – один из важных пластов современной белорусской культуры, одно из наиболее важных и значительных направлений в развитии национального искусства, воплощающее сложные, неоднозначные процессы бытия. Современная музыка свидетельствует об определенных результатах процесса становления нового композиторского мышления, начавшегося в 60-80-е годы прошлого столетия. Выкристаллизовался и достаточно четко очертился круг жанрово-стилистических, образно-тематических изменений, конкретизировалась тенденция возрождения традиций и их современное художественное переосмысление, явственно проявилось новое отношение  к трактовке фортепиано, связанное с принципом синтезирования жанров, усиления связей со смежными видами искусств. Эти тенденции явились важным фактором развития инструментального искусства, расширили диапазон жанров, исполнительскую палитру, придав элемент театральности. 

Современный музыкальный стиль опирается на широкое использование серийной модальной техники, сложных модификаций полифонического письма, приемов джазовой музыки, средств музыкальной электроники. Современная стилистика белорусской музыки – это стилистика музыкального авангарда, где главными средствами выразительности являются тембр с его экспрессивной и конструктивной ролью, красочные фоновые звучности и фонические эффекты, сонорный звук, технические приемы алеаторики, пуантилизма. Эстетика музыкального авангарда связана с интеллектуальной направленностью. Практика работы со студентами в классе фортепиано показывает, что восприятие и дальнейшее иполнение произведений современных белорусских композиторов - процесс неоднозначный, требующий разрешения многих проблем и зачастую противоречий.

Во-первых,уровень развития музыкальных способностей студентов далеко неодинаков.Во-вторых,студенты – это уже взрослые молодые люди с определенным уровнем и самооценкой интеллектуального развития. Применение в работе личностно-ориентированных технологий помогает справиться с рядом проблем. В их решении большое значение имеют индивидуализация и дифференциация обучения, где в центре внимания стоит личность.

Основная функция личностно-субъективного опыта состоит в создании собственного интерпретационного комплекса как системы эмоционально-ценностных установок, стереотипов, добытых личностью путем субъективных ощущений    в процессе обучения. Собственный музыкальный опыт приобретается на основе постижения интонационно-образного строя произведений в музыкально-историческом, композиторском, жанрово-стилистическом, личностном контексте. Процесс постижения включает в себя исследование общих, типичных, индивидуально-неповторимых черт, умение "прочитать” замысел автора через "знакомство с ним”, желание постичь связь традиций, времен, эпох. Личная интерпретация музыкального произведения ставит перед исполнителем объективные художественные задачи – раскрытие, истолкование, передачу образного сторя и замысла его автора, что ведет к развитию способности студента к широким творческим обобщениям чувств и мыслей [1,40 ].

Одним из направлений современного музыкального искусства Беларуси является электронная музыка (музыка, создаваемая с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры). Это направление, основными стилистическими характеристиками которого являются электронный синтез звука, поиски тембров синтезированного звучания, темброкрасочные звучания, является наиболее доступным для восприятия студентов. Звучание электронных инструментов (синтезаторов, акустических гитар и т.д.)  привычно для слуха молодежи, выросшей на восприятии рок-музыки, а жанровые модификации (жанровый коллаж, преобразования жанровой первоосновы), характерные для произведений данного направления, исподволь « подготавливают » студентов к пониманию стиля мышления современных композиторов, основанного на поисках в области формотворчества.

Как показала практика изучения фортепианной музыки современных белорусских композиторов, близкими для восприятия оказываются полистилистические произведения, в которых сочетаются различные стилистические характеристики. Например, в рэгтайме «Старые часы», «Концертино-Rustiсо» А. Литвиновского представлена стилистика джаза и старинной монодии, авангарда и классицизма, в «Космических прелюдиях» П.Альхимовича смело соединена старинная музыка с современными средствами выразительности.

Определенный интерес у студентов вызывают пути претворения фольклора в творчестве молодых авторов. Белорусским композиторам присуще неизменное внимание к национальному искусству. Обогащение фольклорными средствами современного музыкального языка создает условия для «выхода» за его границы, что приводит к более сложной форме взаимосвязи фольклора и профессиональной музыки, вырабатывает своеобразный сплав национальных источников и творческой индивидуальности автора. Практика использование ресурсов фольклора и современной музыки, их органичный сплав, стремление к расширению народного элемента путем проникновения в глубокие его слои  приводят к речитативной декламационности мелоса, психологической заостренности его содержания. Народность проявляется в определенных закономерностях музыкальной речи: ладовых, интонационных, ритмических и т.д. 

В творчестве А.Новохроста прослеживается связь современных средств выразительности с белорусской народной интонационностью, Е.Поплавский соче2.Ви тает образную сферу (старинный белорусский эпос, белорусский пейзаж) с эстетикой минимализма (пуантилистической техникой письма, сонорностью). А.Гулай, Д.Довгалев, О.Ходоско используют современные композиторские технологии, опираясь на фольклорный материал.

Воспринимать музыкальное произведение «это значит одновременно, неделимо увидеть и поверхность, и глубину, и узор, и ритм, и изображение»[2,35]. Слыща и угадывая фольклорные интонации в произведениях  белорусских авторов в «обрамлении» современных средств выразительности, личностное восприятие музыки  становится процессом развития  личности, ее художественной грамотности и, как результат, процессом органически-творческого  формирования (становления) человека на уровне глубинных, знаковых, и смысловых, «изначальных» сущностей. Процесс этот взаимный: художественная культура формирует личность, что, в свою очередь, сказывается на понимании произведений музыкальной культуры, отношении к искусству, осознании его роли в реальной жизни, на осознании полифонии и гармонии, существующих в окружающем человека мире.

Литература 
1.Гольденвейзер А. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1 / Ред. М.Г.Соколова. – М., 1965.
2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства –М.,1985

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz