Воскресенье, 17.12.2017, 11:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Мироненко Д.В. КОМПЬЮТЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АРТИКУЛЯЦИИ: ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКИ
Известно, что индивидуальность прочтения музыкального опуса является одним из важнейших условий формирования творческого лица интерпретатора. Вне индивидуального прочтения музыкальное произведение лишается многих своих свойств: своей мобильной природы, способности сохраняться долгое время, не теряя своей жизненности.

Важной частью искусства интерпретации является артикуляция на инструменте. Известно, что понятия «исполнение» и «интерпретация» не идентичны друг другу. Интерпретация - особый, частный случай исполнения, когда музыкант, желая сохранить произведение мастера в общественном сознании, преподносит его, выражая свое отношение к его смыслу. Исполнение допускает простое воспроизведение, интерпретация - индивидуальное прочтение произведения. Артикуляция является основой выразительного интонирования в процессе исполнения. Глубокое научное исследование на примере органной музыки в этой сфере проведено И. А. Браудо [2].

Практика показывает, что исполнительская артикуляция имеет множество индивидуальных черт, которые оказывают значительное влияние на формирование художественного образа музыкального произведения. Непосредственное влияние свойств личности исполнителя на интерпретацию музыкального произведения в целом, доказано во множестве исследований (Либерман, Корыхалова, Холопова и другие). Свою задачу мы видим в определении влияния личностного фактора на исполнительскую артикуляцию.

Для выявления индивидуальных особенностей артикуляции, нам необходимо прибегнуть к сравнительному анализу интерпретаций. «Мерой вещей» в музыке является слух. Вне слухового восприятия не может быть никакого анализа музыкальных явлений. Поэтому значительное место в анализе артикуляционных особенностей исполнения занимает прослушивание интерпретаций. Однако прослушивание и сравнение различных интерпретаций не предоставляет нам достаточно объективную информацию об индивидуальных особенностях и тонкостях артикуляции того или иного исполнителя.

Для получения более объективных и точных данных относительно индивидуальных особенностей артикуляции, мы можем прибегнуть к компьютерному анализу интерпретаций. Из множества имеющихся на сегодняшний день компьютерных программ, позволяющих осуществить анализ различных элементов звука, мы остановимся на программе «Sound Forge». предназначенной разработчиками для записи и воспроизведения звука. Имеющийся музыкальный материал настоя¬щая программа отображает в виде графика, который фиксирует пс горизонтали время звучания и по вертикали громкость в децибела: (Дб). Настоящий график представляет собой кривую линию, диапазон колебаний которой дает нам представление о динамических изменениях звука. Кроме того, имеется возможность увеличивать или уменьшать масштаб кривой линии графика, что позволяет отслеживать и наглядно демонстрировать продолжительность звучания. Однако в данном случае следует учитывать акустические свойства анализируемого музыкального фрагмента, поскольку зафиксированное на графике качество звука, в особенности его продолжительность, может зависеть от характеристик помещения, в котором производилась запись, уровня реверберации и ряда других параметров. Поэтому для получения оптимальных результатов анализа, следует обращать внимание на свойства анализируемой записи.

Во-первых, описанный график позволяет нам получить данные о степени связности или раздельности исполнения различных фрагментов музыкального произведения. Это дает возможность судить не только о штриховых особенностях исполнения, но и о характере интонации. Артикуляция и интонация, как известно, неотрывны друг от друга, одно является продолжением другого и осмысление в звене «артикуляция» вызывает необходимость дальнейшего осмысления в звене «интонация». Эти звенья одной цепи не только связаны между собой, но и, более того, обусловлены друг другом: артикуляция (произношение) - форма бытия интонации, а интонация - содержание, атрибут артикуляции.
Во-вторых, имеющийся график демонстрирует уровень громкости в любой точке анализируемого музыкального фрагмента. В результате мы получаем данные об уровне акцентности или безакцентности исполнения. Кроме того, демонстрируемый графиком уровень громкости позволяет нам проследить динамику развертывания музыкального произведения.

Далее, обозначив на графике границы тактов и соотнеся их с нотным текстом, мы получаем представление о метрических и ритмических особенностях исполнения.

Таким образом, наряду со слуховым анализом в исследовании индивидуальных особенностей исполнительской артикуляции, мы также можем достаточно широко использовать компьютерный метод исследования, который позволяет нам наглядно и до известной степени объективно работать над изучением поставленной задачи.

Литература
1.    Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. П., 1971.
2.    Браудс И. Артикуляция. Л., 1973.
3.    Гарригус С. Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты. СПб., 2003.
4.    Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. СПб., 2004.
5.    Сахаптуева 0., Назайкинский Е. О взаимосвязях выразительных средств в исполнении // Музыкальное искусство и наука. М,, 1970. Вып. 1. С. 59—94.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz