Вторник, 23.01.2018, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Осмоловская Е.П. МОДЕЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музыкальное искусство общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. В психологической конституции человека за тысячелетия сосуществования с музыкальным искусством выработались априорные схемы общения и взаимодействия, отраженные в коллективном бессознательном? Эти схемы могут кристаллизироваться в специфических архетипах музыкальной деятельности. Архетипы Слушателя, Композитора и Исполнителя - это запечатленные в коллективном бессознательном типичные паттерны поведения и априорные схемы музыкально-познавательной деятельности, проявляющиеся в индивидуальном сознании в форме архетипических зависимостей, сильных эстетических переживаний, неосознанных действий и архетипических образов и символов. Оказываясь в архетипической ситуации, человек попадает в архетипическую зависимость, т.е. начинает вести себя именно так, как требует его бессознательная психика. Он пользуется уже созданными моделями поведения, тем самым он экономит свою психическую энергию, т.к. ему не приходится каждый раз создавать новые образцы действий.

При актуализации архетипа Слушатель происходит интуитивное считывание образов, прорывающихся из бессознательного, и идентификация их со своим личностным Я. Архетип Слушателя обуславливает механизм восприятия музыкального произведения, при котором бессознательные образы, вступая е резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для сознания. Он управляет деятельностью созерцателя, который готов восхищаться красотой музыки как таковой, без дифференциации музыкальной ткани, без рефлексии своих впечатлений.
 
Архетипическая зависимость Слушателя проявляется в бессознательном подчинении музыке, потери сознательного контроля под ее воздействием. В процессе слушания музыки мы приходим во взволнованное состояние, в сознании возникают образы, ассоциации и переживания. Реальность, словно, отступает на второй план: под воздействием музыки в нашем сознании время и пространство изменяют свои векторы движения. Мы попадаем в мир фантазии и воображения. Эту особенность художественного бытия в искусстве подчеркивает М. М. Бахтин: «Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно». Однако при восприятии музыкального произведения слушатель с богатым духовным миром и эстетическим опытом стоит в оппозиции по отношению к звучащей музыке, она не поглощает его. Она оставляет ему личностное пространство, за счет которого слушатель может проанализировать материал и высказать свое отношение к звучащему произведению.

Выделенный нами архетип Композитора обуславливает психологический механизм сочинения музыкального произведения, при котором человек является проводником образов из бессознательного уровня психологического бытия в сферу музыкальной реальности. Идея о том, что бессознательное питает творчество композитора, не раз высказывалась в психологии творчества. Л. Л. Сабанеев отмечает, что в сознании композитора присутствует поток звукопредставлений. Сознание приемлет его как некую данность, как внешнюю субстанцию, наблюдаемую нами. Обозначенный архетип Композитора обуславливает механизм, при помощи которого эта внешняя данность перетекает в субъективное переживание.

Архетип Композитора проявляется у человека в потребности выражать события, эмоции, чувства, впечатления и настроения в музыкальных звуках. То, что для обычного человека кажется обыденным фактом жизни, в душе творца вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоциональной отзывчивости. Его опыт требует дополнительного способа символизации, а переживания, накапливаясь, требуют разрешения. Потребность творить, обусловленная архетипом композитора, бывает настолько сильна, что человек кажется одержимым. Получив творческий импульс из коллективного бессознательного, он не придается раздумьям, а выполняет команду. Вдохновение-аффект, острое вдохновение (по И. И. Лапшину) можно рассматривать как проявление архетипа Композитора. Однако тот факт, что вдохновение может быть не только «острым», но и «хроническим», говорит о том, что в сознании композитора этот архетип проявляется часто, то есть становится ведущим архетипом музыкальной деятельности.

При актуализации архетипа Исполнитель происходит считыва¬ние образов, транслируемых бессознательным, идентификация их со своим личностным Я и выражение этих бессознательных мотивов и образов в музыкальных звуках по предложенной композитором схеме. В процессе художественной интерпретации музыкального произведения, исполнитель находит в музыке близкие ему чувства, переживания и реализует себя вслед за автором. Исполнитель должен понять и принять чувства автора, только тогда исполнение произведения будет для него удовлетворением. Исполнитель должен быть «понимающим» (А. Ф. Лосев).

Исполнителю указан путь, по которому он может идти и его архетипическая зависимость заключается в том, что он старается идти по этой дороге никуда не сворачивая, словно ступая по следам автора. Исполнитель стремиться воссоздать образ, предложенный автором настолько, что теряет свою собственную индивидуальность. Он подчиняется музыкальному произведению и мысли автора. В этом и заключается архетипическая зависимость исполнителя - в стремлении показать чужую индивидуальность и в потере при этом собственного индивидуального пространства. Вот почему так остро стоит проблема выработки исполнителем своего индивидуального стиля исполнения. И хотя творчество исполнителя в большей степени нормативно, чем творчество композитора и слушателя, по нашему мнению, становление исполнительского мастерства должно быть связано с преодолением этой архетипической зависимости.

Таким образом, возникает необходимость теоретического осмысления учета архетипов музыкальной деятельности в педагогическом процессе.


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz