Воскресенье, 17.12.2017, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Поздеева Р.П. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
20 век характеризуется особой интенсивностью развития всех областей научного знания. Динамизируются представления о человеке, культуре, мире в целом. В связи с этим между естественными, точными науками и различными видами художественной деятельности возникают новые, или точнее по-новому ос¬мысленные взаимоотношения и связи. Бурное развитие самой науки неизбежно повлекло за собой актуализацию методологических проблем научного познания.

Если понимать в самом широком смысле методологию, как «основные принципы мировоззрения, применённые к процессу познания и практике» (4,18), то близость методологии науки и теории познания становится несомненной. Однако вопрос о месте методологии в системе научного познания выделяется особо. Поскольку «объектом методологии является не наука вообще, а наука как система, порождающая знание» (4,6) она (методология) выступает как «учение об общих основаниях научного познания, о методах и принципах его организации и развития» (там же). Это обстоятельство создаёт возможность отличить методологическое знание от предметного и провести линию, отделяющую методологию от других аспектов метанаучных исследований.

Науку нередко определяют как систему знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления (!) и пр. Но, во-первых, систематизированность сама по себе не может выступать в качестве признака, который, безусловно, отличал бы науч¬ые знания (ибо, странно было бы представить себе знание, которое никак бы не было систематизировано). Попытка же усилить данную дефиницию путём указания на логическую непротиворечивость этой системы также оказывается не состоятельной, так как исключает из её определения поисковые ситуации, постановку проблем, выдвижение гипотез, одним словом, все те моменты, которые неотделимы от развивающегося знания. Во-вторых, наука - это не только система готовых знаний, но и система непрерывно порождающая знания, а, следовательно, и особый вид (способ) общественной деятельности по их «производству». Именно этот аспект самосознания науки, главное содержание которого составляет изучение общих оснований научного познания, анализ средств и методов организации научных знаний и их приращения и является, на наш взгляд, центральной задачей методологии.

Как и всякая другая система, «система музыкального искусства антиномична, полна противоречий между старым и новым, передовым, прогрессивным и реакционным, между частью и целым, потребностями и возможностями и т. д.» (9, 13). Эти противоречия особенно остро высвечиваются в, так называемых, рубежных ситуациях, к которым с полным правом причисляют начало 20 века. Веками сложившиеся представления о том, каким должные приходят к выводу: «Не существует преимуществ одного метода или подхода раскрывать правду о музыке перед всеми прочими, и всё же каждая эпоха чувствовала, что приближается к аутентичному методу» (10, 5).

Сложившаяся в науке ситуация отражается и на педагогической деятельности. Тесная связь областей музыкальной науки и музыкальной педагогики не могла не наложить отпечаток на развитие каждой в отдельности. В этом взаимодействии сложились общие как положительные, так и отрицательные стороны. Среди первых обычно называют взаимообогащение терминологического аппарата, формирование общих концепций и пр. Вторая же характеризуется явлениями, приводящими к так называемой академической рутине. В музыкальной педагогике можно найти множество подтверждений того, что школьные знания о музыке часто находятся в отрыве от самой музыкальной практики.

Например, на предмете «Гармония», дисциплине непосредственно изучающие имманентные музыкальные средства, практика 20 века получила наименьшую освещённость. «Многоликость» (термин Е. Назайкинского) музыкального искусства прошлого столетия, его сложность, неоднозначность (порою даже противоречивость) повлекли за собой необходимость выработки адекватного метода изучения. Однако именно это многообразие индивидуализированных структур формирует определённую закономерность, которая диктует, на наш взгляд, путь к её постижению. С одной стороны, необходимо осмыслить художественную задачу композитора; с другой - увидеть типологические ос¬новы звуковысотной системы, реализующей этот замысел. Сочетание таких разнохарактерных, по сути, начал (индивидуализации и типологизации) обусловливает более диалектичный (и в этом смысле достаточно обоснованный) подход к анализу. Тем более что такая диалектика в той или иной мере всегда была характерна для искусства и науки об искусстве, да и в большой степени определяет вообще деятельность человека.

Литература
1. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. - M., 1998
2. Барабаш Ю. Алгебра и гармония. О методологии литературоведческого анализа. - М.,1997
3. Городилова М., Коробова А. Методологические принципы анализа музыкальных произведений в теоретических курсах музыкального училища. - Екате¬ринбург, 2002
4. Диалектика, логика и методология науки - Свердловск, 1977
5. Кузин В. Стоит ли музыкознанию быть научным?// Теоретические концепции XX века. - Новосибирск, 2000
6. Мазель Л. Целостный анализ - жанр преимущественно устный и учебный./ / Музыкальная академия, 2000 №4
7. Медушевский В. О методе музыковедения.// Методологические проблемы музыкознания. - М., 1987
8. Орлов Г. Семантика музыки.// Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М., 1973
9. Parc Ю. Проблема метода изучения музыкального произведения.// Методология теоретического музыкознания: анализ, критика. - М.,1987
10. The new Grove handbooks in music analysis by Ian Bent with a Glossary by William Drabkin. - London, - 1987

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz