Пятница, 17.11.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Пузевич Ж.Е. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Как и все виды художественной деятельности, изобразительное искусство и музыка представляют собой отражение реальной действительности. Чувственный материал живописи и музыки резко различен. Одно из них предметное, другое – звуковое, одно «неслышимо», другое «невидимо», одно – статично, другое – динамично и т.д.

Но при этих коренных различиях сходство может быть найдено даже в пределах чувственного материала. Музыка нередко вызывает зрительные представления, а живопись – звуковые. Эти представления опираются на реальные связи нашего жизненного опыта, где звуковое неотделимо от зримого. Весь внешний предметный мир воспринимается человеком прежде всего глазом, а не ухом. Известно, что семьдесят процентов информации, получаемой непосредственно через органы чувств, относятся к зрению и лишь около тридцати процентов принадлежат слуху. Из этих тридцати процентов львиная доля относится к речи и лишь небольшая – к явлениям предметного мира. Соответственно этому и в музыке передача слышимых явлений занимает значительное место. Иное дело  интонация.

Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности звучания. Интонация несёт эмоционально – смысловое содержание в музыкальное произведение. Будучи в речи сопутствующим элементом, она в музыке как бы отделяется от речи и обретает самостоятельность, стремясь компенсировать отсутствие слово своими силами [1, c.359]. Ни одно искусство не существует в «безвоздушном пространстве». Каждое из них тысячами нитей связано не только  с множеством явлений общественной жизни и другими формами общественного сознания, но и в принципе со всеми иными видами художественного творчества. Эти связи могут быть более или менее прямыми или косвенными, они могут иметь более или менее важное значение, но они всегда существуют и во многом определяют характер и состояние какого-нибудь искусства в ту или иную эпоху.

Музыкальная изобразительность или звукопись  - воплощение музыкальными средствами объективного «предметного» мира опирается на изобразительные возможности музыки. Последние подразделяются на два основных типа. К первому относят имитацию различных звучаний: пение птиц, жужжание шмеля, шелеста леса, звона колокола. Ко второму типу принадлежат изобразительные возможности музыки, основывающиеся на различных ассоциативных связях звуковых и внезвуковых явлений.

Определенная роль в звукописи принадлежит и  звуко-цветовым ассоциациям. Большую роль в звукописи играют динамика, регистры, тембры инструментов («светлые» и «темные», «блестящие» и «тусклые»). Важнейшее значение или главное свойство звукописи – передача не внешних черт явлений, а того впечатления, которое оно производит на человека, тех чувств, которые оно в нём вызывает. Вне этого звукопись не может подняться до уровня художественного творчества. Понятие «звукопись» сформировано в 18 в., хотя само явление существует в музыке древности [1, c.201]...

Скачать статью               Обсудить на форуме


К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz