Пятница, 17.11.2017, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Пузевич Ж.Е. ЖАНР ПРЕЛЮДИИ В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Прелюдия относится к жанрам, имеющим давнюю историю, и насчитывает в западноевропейской музыке едва ли не пять столетий. Прелюдия или прелюд - предисловие, введение. Первоначально, - это вступительный инструментальный наигрыш на лютне, предшествующий пению. «Прел юдировать» означало то же, что фантазировать, импровизировать [1; с.260]. Значение самостоятельной инструментальной пьесы прелюдия приобретает к началу XVII века; однако на протяжении всего последующего XVII столетия за нею сохранилась роль преимущественно вступительной пьесы (к хоралу, к фуге, к сюите).

В творчестве величайшего композитора XVIII века И.С.Баха прелюдия как вступительная пьеса занимает выдающееся место. Таковы, в первую очередь высокопоэтические «хоральные прелюдии» для органа И С. Баха, по своему происхождению связанные со старинной традицией «прелюдирования» перед совместным исполнением хорала всей общиной прихожан. Клавирные и органные прелюдии И.С. Баха, предшествующие фугам, нередко весьма обширного объема и большей частью основаны на однотипном движении, как бы на «бесконечном» развертывании какой-либо характерной мелодической фигуры. В каждой отдельной прелюдии композитор стремился к созданию единого настроения, к воспроизведению одного-двух характерных образов, У И.С. Баха в большинстве полифонических циклов значительность содержания и интенсивность развития в прелюдии возросли настолько, что уравновесили ее с фугой. Но на этом дальнейший рост жанра приостанавливается. После И.С. Баха во второй половине XVIII века композиторы-классики в течение многих десятилетий почти не пишут прелюдий. Начало нового этапа в развитии этого жанра связано с творчеством великого композитора-романтика Ф.Шопена. Прелюдия обретает статус самостоятельной пьесы.

Развитие прелюдии представляет собою сложный и многоуровневый комплекс. В нем совмещены особенности прелюдии как жанра, на протяжении своего существования претерпевающего значительные изменения, а также самые различные ее «родовые» связи с лирикой. Изменения жанра прелюдии связаны с обновлением образности, соответствующей той или иной эпохе, с художественным проявлением, с национальными особенностями, с авторской индивидуальностью. Не менее важно и то, что прелюдия стала воплощением разных типов музицирования, исторически и музыкально складывающихся в фортепианной культуре вообще. Романтическая же прелюдия в целом связана с развитием музыкальной лирики. Что касается соотнесения прелюдии с лирической в немузыкальной, то здесь следует отметить встречное движение друг к другу поэзии и музыки.

Жанр прелюдии: под влиянием времени не избежал изменений и трансформации, но все же, развиваясь в различные эпохи, имея обширную «географию», испытывая воздействие других жанров, выполняя ли интрадную функцию или отказываясь от нее, фортепианная прелюдия неизменно остается именно прелюдией по существу, а не только по названию. Она берег на вооружение лишь то, что обогащает ее природу, адаптируется к веяниям времени, слил я м, по не вступает в противоречие со своими органичными особенностями как жанра. Судьба прелюдии, история ее развития, способность впитывать в себя свойства других жанров - вес это связывается с «движением самой истории от импровизации к произведению» [2; с. 6|- Начала прелюдия свою жизнь с того момента, когда открытая иитрадная импровизация преобразилась в замкнутое оформленное произведение лирического типа. Многоосновность прелюдии находится в прямой зависимости как от жанров, бытующих в современной ей музыке (объективный фактор), так и от жанров, к которым склонен в своем творчестве композитор (субъективный). Расширение же жанровых пределов прелюдии связано и с исключительными ситуациями (например, «сюжетных поворотов» на грани программности), и с ее лирической природой, «врожденными» свойствами. Это именно тот «отпечаток вступительности», который «преобразуется в модус   созерцательного».

Автономию же прелюдия завоевала благодаря включению ее в широкое русло фортепианной миниатюры, когда «... целостность видения мира художники научились сохранять, даже обращаясь к мгновению» [3; с. 148]. Наиболее ярко миниатюризм выразился именно в прелюдиях Ф. Шопена.

Единство противоположностей - объективного и субъективного, конкретного и обобщенною, реального и мыслимого, непосредственного и абстрагированного - таковы задачи прелюдии. Ее небольшие масштабы побуждают к уникальной концентрации мысли. Так небольшая пьеса - музыкальная картина сознания, - регламентируя породившую ее импровизацию, непредсказуемо трансформируя и сближая в своей композиции различные жанры, полноправно входит в необъятный мир лирики.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz