Пятница, 17.11.2017, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Рева В.П. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ПРЕДМЕТ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение процессов музыкального восприятия специфично и требует применения неординарных научных подходов. Исследование взаимодействия произведения искусства и личности не укладывается в рамки закрытых линейных систем. По своим структурным параметрам это одновременно и прогнозируемый и предельно неупорядоченный, хаотичный процесс.

С одной стороны, в поле осознанного восприятия попадает художественная форма, логика построения музыкальной композиции, комплекс выразительных средств, но с другой - отмечается непредсказуемость воздействия образного содержания музыки, ее посткоммуникативных влияний на слушателя. Для музыкального восприятия значение приобретает не столько усвоение знаний об искусстве, осознание его как объекта познания, сколько процесс открытия в произведении личностных смыслов, не обретение информации, а поиск ее, нахождение ценностных ориентиров, не научение, а становление.

К однолинейной развертке не могут быть сведены семантика образного языка музыки, влияние на восприятие апперцепции, ассоциативной памяти, оценочных суждений других людей, критики, вкусов слушателей и многое другое. С этой точки зрения, интерес представляет исследование механизмов развития музыкального восприятия как нелинейной системы с присущими для нее энтропией, наличием положительных обратных связей, то есть с позиций синергетики. В основе синергетической парадигмы развития лежит утверждение о значимости вероятностных закономерностей эволюции мира и всех ее подсистем, случайности и неопределенности как важнейших свойств мироздания.

Согласно синергетическому пониманию эволюции, возникновение саморазвивающихся систем обусловлено их открытостью, нелинейностью, неустойчивостью, обязательным присутствием положительных обратных связей. Искусство является открытой системой уже потому, что органично включено в крут систем более широкого порядка, прежде всего, всей художественной культуры в целом. Поддерживая с ней постоянный информационный и функциональный обмен, оно устанавливает взаимосвязи с самыми разнообразными аспектами культуры на предметном, духовно-ценностном, культурно-психологическом, нравственно-эстетическом и других уровнях.

Смыслообразующим объектом музыкального восприятия является художественное произведение, воплощающее в материальной и идеальной форме уникальнейший продукт человеческого сознания -художественный образ. Музыка информирует человека о мире не путем логических рассуждений, а средствами чувственно воспринимаемых образов. Звуковая специфика музыкального образа чрезвычайно сложна, но вместе с тем и максимально открыта для творчества, допускает бесконечную множественность интерпретаций и ситуаций сотворчества, в процессе которого приходят в активность рациональная и эмоциональная сферы слушателя, творческое воображение, способность к сопереживанию. Он пытается по-своему повторить тот путь, который прошел композитор. В этом смысле сопереживание становится своеобразным резонансным ответом на эмоции и чувства художника. Основанием для самодостраивания процессов музыкально¬го восприятия служит коммуникативная природа искусства. Коммуникативная связь устанавливается при взаимодействии воспринимающего, субъекта художественного произведения и реализуемого через него творческого замысла композитора.

Постижение образного содержания музыки связано с избирательностью восприятия, слуховым анализом музыки, обеспечивающим объединение ее отдельных интонационных комплексов в единое целое. Само по себе музыкальное восприятие основано на взаимодействии стабильных и случайных связей, возникающих между художественным произведением и слушателем. Многое зависит от того, по каким каналам обратной связи с воспринимающим оно будет протекать, какие элементы содержания попадут в зону его внимания, какие ассоциативные траектории будут воссозданы. Эти факторы определяют уровень энтропии восприятия, которые следует учитывать в педагогической работе.

С синергетической точки зрения сущность музыкального восприятия заключена в саморазвертывании смутных протоинтонационных ощущений в четко схватываемые сознанием ряды художественных образов бесконечно разнообразной слушательской ориентации (предметной, чувственной, психологической, эстетической и пр.). Такими прорастаниями мышления в глубины содержания могут быть объяснены процессы самодостраивания музыкального восприятия, резонансного воздействия искусства на духовный мир человека.

Понимание их может обогатить педагогику музыкального восприятия новыми идеями и методическими подходами. Она в настоящее время носит откровенно рецептурный, материализованный, предметный характер. Достижения ее, в плане воспитания культуры музыкального восприятия у детей и молодежи, пока весьма незначительны. Содержание издаваемых по этим вопросам рекомендаций сомнительно и методологически необоснованно, не учитывает субъективных факторов. Выпускник общеобразовательной школы не полу¬чает в результате возможности самостоятельно Общаться с музыкальным искусством, совершенствовать свое восприятие, ориентироваться в мире художественной культуры. Академическая музыка, с ее животрепещущим, гуманистическим содержанием теряет свои позиции в молодежной среде. И этого допустить нельзя.

К каталогам:
Естествознание
       Искусствоведение
               Математика
                       Методика воспитания и обучения
                               Общая педагогика
                                        Социальная педагогика
                                                 Психология
                                                         Филология
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz