Воскресенье, 19.11.2017, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Сахарова В.Н. П.И. ЧАЙКОВСКИЙ: ЧЕЛОВЕК И ХУДОЖНИК (К проблеме психологических аспектов личности в музыкальном творчестве)
В музыкальном искусстве внимание теоретиков, педагогов, исполнителей неизменно привлекает изучение личности композитора, спроецированное на все его музыкальное творчество, поскольку в музыке, как и в любом из существующих видов искусств, сквозь призму запечатленных образов, передан внутренний мир самого композитора, его отношение к жизни, обществу. На примере психологических особенностей личности Чайковского в статье рассматриваются условия формирования индивидуальности Чайковского и их влияние на музыкальное творчество композитора,

Многие исследователи творчества Чайковского причину популярности музыки композитора видят в том, что человеческий опыт автора, выраженный в его произведениях, близок опыту многих, если не всех людей.  Действительно, музыке Чайковский «доверил» свой сложный, зачастую противоречивый, внутренний мир, который до конца не открывал даже самым близким и дорогим людям. Именно в музыке проявилось его отношение к жизни, обществу, искусству: его тяга к общению и боязнь этого общения, его невыразимая любовь и страх перед этой любовью, любовь к Богу Всепрощающему и боязнь Бега Карающего.

Специфика творческой индивидуальности Чайковского во многом объясняется обстоятельствами его жизни, теми условиями, в которых формировался характер композитора, складывалась творческая судьба. Тонкая душевная организация психики музыканта была в значительной степени травмирована переживаниями, обрушившимися на его душу,5 а совмещение в одном лице двух типов темпераментов -меланхолика и холерика - послужило основой для формирования особого типа психики Чайковского, предрасположенного к сильным, ярким впечатлениям и переживаниям (в том числе и творческим), богатого эмоционально-образного мышления композитора. Этому способствовали и некоторые наследственные факторы, связанные с семейной генетикой. Эпилептические припадки у деда по материнской линии, восторженная эмоциональность отца привели к тому, что Чайковский стал человеком достаточно эмоционально неустойчивым: восторженность и приподнятость настроения нередко сменялись унынием и апатией, а его вспыльчивость иногда доходила до буйных приступов гнева.

Противоречивые черты личности проявлялись во всем, в том числе, и в отношениях с современниками. Он переписывался более чем с 600 корреспондентами, с большинством, из которых он знакомился в поездках, при этом он постоянно стремился к одиночеству, уходя от суеты для творчества. Однако через несколько дней затворничества уже спешил на встречи с друзьями, навещал своих родственников.

Круг интересов Чайковского не ограничивался лишь только музыкой. С молодых лет Чайковский обнаруживает непреодолимую жажду знаний, причем в самых разных областях.  Чайковский много писал и, бесспорно, обладал литературным даром.  Он был настоящим знатоком искусства, увлекался живописью и скульптурой, любил театр и. особенно, художественную литературу, много читал.10 Композитор интересовался бытом, нравами разных народов и, конечно же, музыкальным фольклором. Его внимание привлекали живопись и скульптура, театр и художественная литература. Он был настоящим знатоком искусства.

Чайковскому-человеку было свойственно особое чувство благодарной памяти. Он любил окружать себя вещами, напоминавшими ему о друзьях, родных, приятных моментах его жизни, что нашло отражение и в творчестве композитора. Многогранный мир художественных образов связан с отражением русской действительности: картин русской природы, жизни русского народа, жизни дворянства. Его с раннего детства волновали мысли о величии России, о русском боге, о русской природе. Сквозь все творчество композитора «красной нитью» проходит тема Родины, а психологические, глубоко личные переживания автора нашли свое выражение в произведениях малых форм лирического склада.

В остром столкновении противоборствующих сил: света и мрака, добра и зла, жизни и смерти — рождаются страстные порывы к счастью, вера в силы человека. Чайковский рассматривал жизненные явления не однолинейно, а как единство и борьбу противоположностей, и это он доказывал в своей музыке.

Музыка Чайковского одновременно простая и сложная, психологически тонкая и естественно правдивая, душевная и всеобъемлюще захватывающая близка многим поколениям слушателей, а изучение личности композитора, спроецированное на все его музыкальное творчество, необходимо для истинных интерпретаторов и ценителей его фортепианного наследия.

Литература
1.    Безродный И.Н. Мысли о современном исполнительском искусстве // Музыкальное исполнительство и современность. М., 1997. Вып. 2.
2.    Должанский А.Н. Симфоническая музыка Чайковского. М., 1965.
3.    Рабинович Д. Исполнитель и стиль. М., 1979.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz