Пятница, 17.11.2017, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Титов А.В. ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИОННОЙ АППЛИКАТУРЫ ПРИ ИГРЕ НА БАЯНЕ
Развитие баянной школы за последние годы достигло значительных высот, что подтверждают успехи исполнителей–баянистов на всех всесоюзных и международных конкурсах. Этому способствовало и конструктивное усовершенствование баяна, расширение и усложнение баянного репертуара, которые ставя перед исполнителями и педагогами новые задачи, решение которых можно встретить в различных публикациях (П.А.Гвоздева, А.И.Полетаева, И.Г.Ястребова, Н.И.Ризоля, Г.Т.Стативкина, В.О.Белякова, А.В.Осокина).

Техника баяниста включает в себя быстроту движения пальцев по клавишам, совершенное владение мехом, тонкость и яркость нюансировки, точность и ясность штрихов, а также свобода исполнительского аппарата, умение рационально расходовать мышечную энергию.

Как показывает практика, выполнению многих из перечисленных требований способствует удобная и рациональная аппликатура. Поиск закономерности в организации аппликатуры в выборе рациональных и удобных аппликатур, помогающих легко преодолевать технические трудности в музыкальных произведениях - это одна из важнейших задач баянной педагогики.

Постановка руки при позиционной игре является универсальной, как для баяна, так и для аккордеона. Рука должна стоять следующим образом:
а) кисть, локти предплечья отведены от корпуса исполнителя и параллельны грифу инструмента;
б) пальцы находятся в собранном состоянии;
в) степень округленности кисти, зависит от уровня скоса грифа правой клавиатуры, на инструментах с прямым грифом кисть будет несколько выгибаться, что нежелательно.

Однако главным критерием выбора вариантов позиционной аппликатуры зависит от поставленных художественно-исполнительских задач. Так, большую роль в техническом развитии исполнителя приобретает умелое комбинирование наклоном кисти, которая «сообщает» пальцам наибольшее удобство положения, максимальную свободу, активность и освобождает мышечную энергию.
Важным средством освобождения рук в технически сложных местах музыкальных произведений является подъем либо замах пальцев или кисти с последующим нажатием или ударом клавиши, выбранный в соответствии со штрихами и динамическими оттенками произведения.

Наличие в практике баянов с 5-ти рядной правой клавиатурой дает возможность исполнителям избежать неудобных положений руки. Данные варианты позиционных аппликатур должны быть основополагающими при игре исполнителей, особенно на 5-ти рядной правой клавиатуре, а традиционная, т.е. не позиционная, аппликатура должна употребляться лишь эпизодически. Для удобства освоения позиционных аппликатур важную роль будет играть совершенствование конструкции инструмента, для этого нужно увеличить наклон грифа по отношению к корпусу исполнителя.

Для тех, кто в настоящий момент играет традиционной аппликатурой с элементами позиционности, надо отметить, что путь перехода на позиционные варианты аппликатур в гаммах и играемых произведениях будет знаменовать огромный качественный скачок технического мастерства. Срок овладения новой постановкой руки, а также вариантами позиционной аппликатуры обычно колеблется от 2-х до 4-х недель. «Игра всеми пальцами (т.е. позиционно) - новый шаг в развитии техники баяниста, позволяющий решать все более сложные художественные задачи, это поворот к новым исполнительским достижениям на баяне» А.И. Полетаев.

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz