Понедельник, 23.04.2018, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Искусствоведение: музыка

Успенский К.О. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУФИЗМА
Суфизм — древняя эзотерическая традиция духовного совершенствования, возникшая на Среднем Востоке и выросшая в лоне ислама. Его адепты претендуют на определение суфизма в качестве «духа ислама» и даже «чистой сущности всех религий» и утверждают, что эта сущность существовала всегда, лишь ее внешний облик менялся в соответствии с той или иной культурно-исторической средой [3].

Распространение ислама с его абстрактной монотеистической идеей, переданной через слово (калам), способствовало моделированию новой культурной системы с преимущественной ориентацией ее носителей на восприятие живого, ритмически организованного слова на слух. При этом различные приемы и методы сенсорного воздействия, направленные на слуховое восприятие получают преимущественное право на развитие.

В отличие от экзотерического, нормативного ислама, где музыка почти полностью исключена из ритуального культа, в ряде суфийских братств во время мистических практик ей придается исключительное значение. Суфии называют музыку «пищей для души» и используют ее как источник духовного совершенствования, как одно из сильнейших средств, способствующих духовному развитию, потому что «музыка зажигает огонь в сердце, и пламя, восстающее из него, озаряет душу» [1, с. 254].

Центральные положения суфийского учения связаны, во-первых, с целостным, пантеистическим пониманием Божественного начала; во-вторых, - с принципиальной возможностью для человека достичь единения с Богом (посредством прохождения мистического пути - тарикат). Божественное представляется не только как абсолютная Истина, но и как вечная Красота (куль), которая раскрывается через категорию вахдат аль-вуджуд, что трактуется как «пантеизм, но не как растворение бога в материальном мире, а наоборот, как растворение материального мира в боге» [2, с. 9]. Из понятия куль выводится несколько уровней красоты, в разной степени приближающихся к абсолютной и являющихся конкретными воплощениями последней: красота природы, человека, его внутреннего мира и т. д. Представление о единосущности Прекрасного и Божественного отражается и в учении о музыке, которое занимает в философско-эстетических взглядах суфиев одно из важнейших мест.

Согласно суфийской метафизике, Зат представляет собой Первопринцип, Единый Сущий, Абсолют, Бог в аспекте Творца, который манифестировал себя в Творении, во всем проявленном мире, в Сифате, посредством все более уплотняющихся вибраций. И первым аспектом этой манифестации, обретшим тончайшую явленную «плоть», стал именно звук. Поэтому весь звучащий и видимый мир имеет одну изначальную природу, представляющую собой движение-вибрацию. Таким образом, поскольку все Сущее есть единое вибрирующее целое, а вибрация наиболее тонким и одновременно наиболее определенным образом проявляется в звуке, то наука о звуке и искусство звука являются, по мнению суфиев, наиважнейшими для человека.

Представление о сакральности звука естественным образом сочетается и обогащается подобным же подходом к музыке в целом. «Музыка есть язык красоты Единого», — указывает видный индийский музыкант и философ Хазрат Инайят Хан (1882-1927), являвшийся адептом одной из школ суфизма [1, с. 99]. Будучи включена в процесс обретения духовного опыта, музыка наделяется в суфизме высочайшей санкцией. Ее ценность заключается в разнообразии передаваемых психоэмоциональных образов, оказывающихся изоморфными тем мистическим состояниям, которые испытывает человек в процессе своего духовного восхождения.

Следует отметить, что в суфийской концепции искусства проблеме восприятия его человеком уделено особое внимание. Сама специфика суфийского миропонимания не несет на себе печати жесткой разде¬ленное™ субъект-объектных отношений, характерных для западной рационалистической мысли, поэтому воспринимающий произведение искусства человек выступает не в качестве объекта, лишь пассивно принимающего воздействие энергий, которыми «заряжен» шедевр, но как органичный элемент, необходимо включенный в живой процесс бытия искусства и в значительной степени определяющий своим духовным уровнем качество происходящего сакрального действа, которым является любой вид искусства, а в особенности музыка.

Постижение сущности музыки в том ракурсе, в котором это предлагается в суфийской традиции, имеет еще одно важное следствие. Обращаясь к обыденным вещам, к физическим явлениям и жизненным ситуациям, суфий начинает воспринимать их как символы, за которыми он прозревает иные реалии, иной уровень бытия. Язык символов, знаков и метафор, который развивался, прежде всего, в области искусства, мыслится фактически единственным относительно адекватным способом передачи эзотерического знания.

Сформулированная суфийскими философами и музыкантами концепция релевантна особому модусу восприятия и понимания реальности. Принимая форму философско-теоретических определений, ряд положений суфийского учения о музыке является символическими формулами, выражающими специфическое качестве разума, настроенного на особый мистическо-одухотворенный. утонченный, сакральный способ восприятия Бытия.

Литература
1.    Инайят Хан X. Мистицизм звука. М.. 1997.
2.    Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе, 1987.
3.    Witteveen Н. J. Universal Sufism. Lonaon, 2002.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz