Воскресенье, 16.12.2018, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Курашевич А.В. АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Целью данного исследования является выявление возможных путей совершенствования музыкально-исполнительских навыков студентов вуза в  процессе ансамблевого музицирования в классе фортепиано. Цель определила следующие задачи: проанализировать суть ансамблевого музицирования (игра в ансабмле), этапы освоения навыков игры в ансамбле; определить способы и методы выявления и реализации исполнительской концепции музыкального произведения, комплекса выразительных средств.

В условиях реформирования современного образования, поиска путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов разного профиля становится очевидной необходимость расширения в учебно-воспитательном  процессе высшей школы музыкально-исполнительской деятельности студентов. А.Л.Гройсман, характеризуя музыкальную деятельность, по наличию продуктивных моментов, близких к творчеству отмечает её духовно-практический характер [1].

Общепризнанно, что ведущим элементом в музыкальной деятельности является личность – субъект музыкальной деятельности с его целенаправленной активностью. В учебно-воспитательном процессе таковым выступает обучаемый студент. Предпосылкой музыкальной деятельности субъекта становятся музыкальные знания, которые позволяют глубже чувствовать, переживать красоту музыки.

Музыка по своей природе является исполнительским искусством; вне исполнения, вне нового и нового воспроизведения она не может жить полноценной жизнью. Выдающийся пианист и  педагог Г.Г.Нейгауз замечает: «Всякое исполнение … состоит из 3-х элементов: исполняемого (музыки), исполнителя и инструмента, посредством которого воплощается исполнение»[2]. Музыкально-исполнительская деятельность студентов является одной из составляющих в системе концептуального подхода к проблеме самореализации творческой личности.

Основой музыкального исполнительства является наличие музыкальных способностей, их развитие и возможность реализации в процессе исполнения.
Потенциальные исполнительские способности студентов с наибольшей полнотой могут раскрываться в разнообразных видах концертирования: индивидуальные выступления на концертных площадках, лекции-концерты, фестивали, ансамблевое музицирование, аккомпаниаторская практика и т.д. Широкий спектр этих видов концертирования способствует развитию и совершенствованию умений и навыков студентов в их исполнительском творчестве.

В связи с тем, что профессия учителя музыки сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую работу и выступает как музыкально-педагогическая, то в основе современного образования должна быть опора на индивидуальные способности и возможности студентов и стимулирование из творчества. В рамках данной статьи мы остановимся на рассмотрении возможных путей совершенствования музыкально-исполнительских навыков студентов вуза в процессе ансамблевого музицирования  классе фортепиано.

Наибольшими возможностями для решения этой задачи располагает учебная дисциплина «Основной музыкальный инструмент», включающая в себя музыкально-исполнительскую деятельность: сольное исполнение, концертмейстерская работа, в том числе игра в ансамбле. Ансамблевое музицирование (игра в ансамбле)  - это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Составы участников как правило небольшие. Наиболее распространённые из них: фортепианный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт струнно-смычкового (духового) инструмента с фортепиано, трио и другие. К мастерству каждого участника ансамбля предъявляются особые требования, основным из которых является умение соразмерять свою художественную индивидуальность, собственный исполнительский стиль с индивидуальным стилем и приёмами исполнения партнёра (партнёров). Это позволяет обеспечивать слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом. Данное умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называется ансамблевостью исполнения [3].

В инструментальном классе изучаются и исполняются разноплановые музыкальные произведения. Исполнение музыкальных произведений гомофонно-гармонического плана основывается на воспроизведении мелодии (солирующей партии) и сопровождения (аккомпанемента). В таком случае любой исполнитель одновременно реализовывает навыки солирования и аккомпанирования, а игра в ансамбле максимально их совершенствует. Исполнение солирующей партии (или мелодии) требует от исполнителя особой чуткости, отзывчивости, творческой интуиции, подсказывающей определённый настрой в сложной и увлекательной  ансамблевой игре с партнёрами. Аккомпанирование имеет свои особенности и трудности, так как оно является полноценным составляющим всей музыкальной фактуры, а его выразительные особенности представляют вместе с мелодией единую, неделимую композицию. Кроме того, аккомпанемент выполняет выразительные функции: «договаривает» невысказанное мелодией, подчёркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноправную партию ансамбля. Искусство аккомпанемента по своему художественному значению сближается с искусством ансамблевого исполнения [3].

В классе фортепиано преобладает такой вид ансамблевого исполнения, как четырёх-, шести-, восьмиручное исполнение на одном или двух инструментах. Выделяется несколько этапов по освоению навыков игры в ансамбле:
- ознакомительный;
- подготовительный;
- исполнительский.

На о з н а к о м и т е л ь н о м этапе целью ансамблевого музицирования является совершенствование такого навыка, как концентрация внимании студента на нотном тексте музыкального произведения. «Воспитание в себе способности точно воспроизводить текст чрезвычайно важно. Точное исполнение текста не есть художественное исполнение, но предпосылка к нему»,-подчёркивает А.Гольденвейзер [4]. На этом этапе рекомендуется начинать с четырёхручного исполнения несложных фортепианных пьес; ансамбль исполняется студентом и преподавателем. Студент учится слушать не только то, что играет сам, но и тот, что играет партнёр...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz