Воскресенье, 16.12.2018, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Курашевич А.В. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ КЛАССЕ
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы выдвигают новые, повышенные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров. Концертмейстерский класс  в цикле музыкально-исполнительских дисциплин на педагогической факультете занимает важное место. Хорошее владение музыкальным инструментом, уверенное чтение с листа и транспонирование, умение играть по слуху и петь под собственный аккомпанемент, развитое чувство ансамбля – эти профессиональные качества и умения лежат в основе исполнительской деятельности учителя-музыканта, часто осуществляемой в форме концертмейстерской работы на уроках музыки и внеклассных музыкальных занятиях.

Специфика концертмейстерской деятельности учителя музыки заключается в необходимости сочетать аккомпанирование с наблюдением за классом, исполнение партии сопровождения – с элементами дирижирования и пением отдельных голосов хоровой партитуры, чтение с листа и транспонирование – с творческим преобразованием фактуры аккомпанемента и т.д.

Гуманистическая модель современной системы образования предполагает непрерывность общекультурного, профессионального, социально-нравственного становления личности, интеграцию опыта и мотивационно-ценностной позиции, потребность в саморазвитии, самовыражении, самореализации. В этой связи возникает необходимость поиска новых концептуальных подходов в разработке технологий обучения, где обеспечивался бы приоритет будущих специалистов в области музыкального образования [1]. В данной статье излагаются и анализируются самые важные аспекты очерченной выше проблемы.
Основная функция личностно- субъективного опыта состоит в создании соьственного интерпретационного комплекса как системы эмоционально-ценностных установок, стереотипов, добытых личностью путём субъективных обобщений в процессе обучения [2]. Создание подобного комплекса можно осуществить в процессе интерпретационной деятельности студентов в исполнительских классах.

Одним из средств развития исполнительских возможностей является приобретение собственного музыкального опыта на основе постижения интонационно-образного строя музыкального произведения в музыкально-историческом, композиторском, жанрово-стилистическом, личностном контекстах. Процесс постижения включает в себя исследование общих, типичных, индивидуально-неповторимых черт, умение «прочитать» замысел автора через «знакомство с ним», желание постичь связь традиций, времён, эпох.

Чтобы интерпретация произведения стала личностно значимым явлением для исполнителя, необходимо перевести художественный замысел композитора на язык своих личностных смыслов, актуализируя и преобразуя индивидуальный опыт. Проблема соотношения авторского замысла и «своего» толкования является одной из значительных проблем интерпретации музыкального произведения [3].

Необходимость формирования у будущих преподавателей концептуального уровня постижения музыки и является побудительным мотивом к развёрнутой концертно-исполнительской практике студентов педагогического вуза. Исполнительская деятельность студентов знаменует важный этап в становлении и развитии будущего преподавателя: вырастает значение объективно-познавательных элементов, усиливается интеллектуальное начало. Личная интерпретация музыкального произведения, воплощённая в концертных формах исполнения, ставит перед исполнителем объективные задачи: раскрытие, истолкование и передачу образного строя и замысла его автора, что ведёт к развитию способностей студента, а также широким творческим обобщением чувств и мыслей.

Процесс формирования концертмейстерских навыков включает в себя:
        - аккомпанирование солисту, хору, ансамблю;
        - чтение нот с листа и транспонирование;
        - подбор по слуху мелодий и аккомпанементов;
        - управление пением учащихся при аккомпанировании;
        - развитие музыкально-творческих способностей, музыкального мышления, восприятия, воображения;
        -изучение школьно-песенного репертуара, вокальной, хоровой, инструментальной, оперной и симфонической музыки;
        - готовность к осуществлению воспитательной работы средствами музыки.

В условиях реформирования современного образования, поиска критериев совершенствования профессиональной подготовки специалистов разного профиля становится всё более очевидной необходимость расширения в учебно-воспитательном процессе высшей школы музыкально- исполнительского творчества студентов. В этой связи исполнительская практика должна быть сориентирована на изучение перспективных направлений, каждое из которых требует не только формирования специальных знаний и умений, но и стимулирования индивидуальных проявлений творческого самовыражения личности. Претворение этой задачи в значительной мере основано на проверенных практикой технологиях обучения и развития исполнительских навыков, на эффективных приёмах музыкально-эстетического воспитания. В качестве условий эффективного приобщения студента к концертно-исполнительской деятельности можно определить:

      - РЕАЛИЗАЦИЮ методов обучения, направленных на воспитание психологических качеств студента (потребность в эмоциональном самовыражении, готовность к коммуникации средствами искусства, мотивированность творческих проявлений);

      - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ в учебном процессе дидактических положений, которые предусматривают последовательное овладение определённым видом действий: от начальной ознакомительной стадии к освоению, а затем – и к высшей форме их проявления – к творческой форме соответствующего характера (исполнительское творчество);

      - ДОСТИЖЕНИЕ в процессе всестороннего развития исполнительских навыков студента, активизации общехудожественной творческой фантазии и специфики музыкального воображения.

Музыкально-эстетическое образование в процессе формирования эмоционально-ценностных ориентиров, стереотипов, художественных приоритетов, жизненных ценностей учащейся молодёжи играет определяющую роль. Обширные знания об искусстве и даже частое слушание музыкальных произведений не заменят тех ценных результатов, какие приносят активные занятия музыкой, не могут возместить те чувства удовлетворения и радости, какие доставляют пение или игра на инструменте. Концертно-исполнительская деятельность как одна из составляющих в системе концептуального подхода к проблеме самовыражения, самореализации творческой личности является ведущим средством развития исполнительских возможностей студентов. Как бы ни назывался этот вид деятельности, именно он является особенностью музыкально-эстетического воспитания, которая призвана определить, станет ли такое воспитание жизнеспособной, плодотворной и неотъемлемой частью образования человека [3].

«Всякое исполнение… состоит из трёх основных элементов: исполняемого (музыки), исполнителя и инструмента, посредством которого воплощается исполнение» [4]. Исполнительская деятельность студентов в концертмейстерском классе предполагает использование следующих видов исполнительства: аккомпанирование солисту (солистам), аккомпанирование собственному пению, игра в ансамбле (фортепианный дуэт, различные камерные составы), аккомпанирование хору (вокальной группе, дуэте и т.д.). На занятиях концертмейстерского класса отчётливо проявляется комплексность исполнительской подготовки учителя музыки, которая обусловливает тесную взаимосвязь знаний, умений и навыков, приобретаемых на других музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических дисциплинах. Установление межпредметных связей способствует эффективности концертмейстерской подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, поскольку: а) развитие творческих навыков, воплощение музыкально-слуховых представлений невозможно без прочной опоры на знания в области гармонии и теории музыки, без усвоения таких понятий, как жанр, форма, стиль, музыкальный образ, исполнительская трактовка и т.д.; б) лишь при координации учебной работы между преподавателями исполнительских дисциплин можно добиться эффективных результатов в изучении школьно-песенного репертуара, которое основывается на совмещении различных музыкально-исполнительских действий: игра на музыкальном инструменте, пение и элементы дирижирования; в) использование для аккомпанирования в концертмейстерском классе программ, выученных студентами на занятиях по постановке голоса, в хоровом классе, на аранжировке, позволит решить проблему иллюстрирования музыкального материала.

Существуют различные формы исполнительской практики в концертмейстерской деятельности:
  • педагогическая практика в школе (аккомпанирование однокурсникам, хоровому пению учащихся, коллективам школьной самодеятельности, солистам на утренниках, сборах, внеклассных мероприятиях и т.д.);
  • аккомпанирование студентам в классах постановки голоса, народных инструментов, хоровом классе;
  • участие в качестве концертмейстера в шефских, праздничных, тематических концертах, концертах-лекциях;
  • выступление в открытых академических концертах кафедры, концертах класса и т.д.
Скачать статью              Обсудить на форуме
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz