Понедельник, 28.05.2018, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Атаян М.В. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫМ ПРОЧТЕНИЕМ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ
Для дирижера владение фортепиано определяет всю дальнейшую его деятельность. Игра и пение партитуры не только помогает изучению произведения, но и является необходимым условием для показа этого произведения перед хором, донесения до исполнителей содержания произведения.

Первоначальный этап работы над хоровой партитурой предваряет знакомство со стилем и эпохой создания автором данного произведения. Следующий шаг в овладении произведением предполагает ее зрительный охват и изучение с помощью внутреннего слуха. Зрительный обзор помогает установить тип и вид хора, фактуру изложения, диапазон хоровых партий, тональный план, основные каденции, размер, темп, характер звуковедения, музыкальную форму, авторские указания. Такой начальный анализ дает возможность осознать идейный смысл произведения, отметить особенности его поэтического текста.

Изучая партитуру на фортепиано, нужно стремиться приблизить фортепианное исполнение произведения к хоровому звучанию. Сначала следует проиграть произведение целиком, а затем учить по частям. После того как партитура разобрана, нужно овладевать навыками связного исполнения всех ее голосов - начинается техническое усвоение произведения, вскрываются средства музыкальной выразительности, осуществляется детальная проработка нотного текста и всех ее наиболее трудных мест. Чтобы добиться связности следует играть аппликатуру без педали, для чего необходимо подобрать наиболее целесообразную аппликатуру и ощущать дробление каждой длительности, а также распределить нотный материал между правой и левой рукой.

Для того, чтобы максимально приблизить звучание музыкального инструмента к хоровому, необходимо следить за компактным исполнением партитуры, с опорой на звучание басовой партии, играть, предельно связывая звуки, следить за педализацией, подчёркивать особенности тембровой окраски голосов путем применения разнообразных приемов. Особое внимание надо уделять тонкостям хоровой фактуры, во всем ее многообразии. В сложных фактурных эпизодах следует тщательно изучить движение каждого голоса в отдельности и вариативности развития всех голосов при единовременном их звучании, при этом концентрируя слуховое внимание и двигательную память на новых интонациях, мелодических эпизодах, уравновешивая динамическую звучность. Нередко не уделяется должного внимания к паузам, игнорируется не только их выразительное значение, но и простая необходимость их точного выдерживания.

В овладении игрой партитуры наизусть оправданным является выучивание небольшими отрывками, которые постепенно соединяются между собой. Такими отрывками должны быть законченные предложения, фразы, имеющие определенное смысловое содержание, активизирующие музыкально-слуховую память. Запоминанию наизусть способствует сознательная работа студента, а не механическое повторение.

Всегда нужно искать пути гармоничного развития, как в музыкальном, так и в техническом отношении. Кто труднее справляется с игрой и читкой с листа, тот должен больше читать, кто труднее запоминает, тому нужно делать упор на запоминание. Исполнение партитуры должно быть безукоризненно хорошим. Путь к приобретению хорошей хоровой звучности ведёт через музыкальное представление и музыкальное переживание, в котором исполнитель чувствует ответственность за каждый взятый звук.

Литература
1.    Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. Л., 1990.
2.    Полтавцев И. Светозаров М, Курс чтения хоровых партитур. М., 1963.
3.    Ушкарев А. Основы хорового письма. М., 1986.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz