Понедельник, 28.05.2018, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Беляева Л.С. ОСОБЕННОСТИ ОПОСРЕДОВАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ
Подготовка учителя музыки, способного грамотно организовать учебно-воспитательный процесс в школе, творчески подойти к решению типовых и нестандартных музыкально-профессиональных задач - главная цель вузовского обучения. Реализация этой цели должна осуществляться в рамках каждой учебной дисциплины, обеспечивающей развитие той или иной грани педагогического мастерства будущего специалиста. В этом отношении приоритетом дисциплин музыкально-инструментального цикла является развитие у студентов, прежде всего игровых умений и навыков, опыта самостоятельного исследования музыкальных произведений, готовности к публичному выступлению.

Тем не менее, в настоящее время содержание обучения в инструментальных классах педагогических вузов, задаваемое учебными программами, не ограничивается лишь исполнительской подготовкой будущего учителя музыки, а предполагает также и решение сопутствующих задач по формированию у него определенного  комплекса  педагогических знаний  и  умений. Но подобные программные требования не всегда успешно реализуются в практике преподавания фортепиано.

Введение в педагогику профессионального музыкально-педагогического образования категории «опосредованная дидактическая подготовка» (ОДП) нам представляется своевременной, в связи с тем, что назрела необходимость решения следующих задач:
•    научного обоснования параметров обучающей деятельности учителя музыки, наиболее продуктивно формируемых в условиях доминирования специальных музыкально-предметных знаний и музыкально-исполнительской деятельности;
•    обеспечения учебного процесса в классе фортепиано технологией интегрированного обучения музыкально-дидактической деятельности студентов.

Следует отметить, что опосредование (опосредствование) - категория, используемая для определения качества отношений между какими-либо соподчиненными явлениями (опосредованное знание в противоположность непосредственному; знание, получаемое через посредство другого знания и т.д.).

В педагогике понятие «опосредованное» на сегодняшний день применяется к процессам обучения, профессиональной подготовки, взаимодействий между субъектами образования (В. П. Рева, Ю. В. Сенько, Г. Н. Меженцева). К примеру, Г.Н.Меженцева, рассматри¬вая проблемы дидактического стимулирования профессионального самоопределения студентов, выделяет непосредственную методическую подготовку студента, осуществляемую в рамках курсов психолого-педагогического профиля и опосредованную методическую подготовку, осуществляемую в рамках общественно-политических и специальных дисциплин, преподавание которых должно быть педагогически направленным, сориентированным на будущую деятельность студента как учителя конкретного предмета [1].

В таком контексте программа ОДП представляется в виде определенного блока в содержании обучения исполнительскому искусству, которая предполагает формирование у студентов в инструментальных классах комплекса опорных дидактических знаний, умений, опыта творческой дидактической деятельности на основе уже сформированных или формируемых у них специальных музыкально-исполнительских знаний и умений.

В связи с этим, основные направления ОДП студентов в исполнительских классах видятся:
1)    в стимулировании познавательного интереса у студентов к своей будущей обучающей деятельности через обсуждение практической значимости получаемых ими в классе фортепиано музыкально-исполнительских знаний и умений;
2)    в организации тренинга дидактической прогностической деятель-ности студентов в таких формах обучения как учебная педагогическая ситуация, тематический урок, контролируемая самостоятельная работа студентов;
3)    в осуществлении мониторинга за развитием профессионально-педагогической мотивации и прогностической дидактической деятель¬ности через оценку создаваемых студентом устных или письменных аннотаций к исполняемым произведениям, методических разработок урока или его фрагментов, через организацию лекций-концертов на факультете и в школе.
4)    в формировании научных представлений у будущего учителя музыки о содержании своей музыкально-дидактической деятельности и изложении их в научных докладах, в курсовых и дипломных проектах.

Будущий учитель музыки в пределах дидактической грамотности должен знать музыкально-образовательные, музыкально-развивающие цели и задачи своей обучающей деятельности и уметь формулировать их, исходя из содержания исполняемого им музыкального репертуара и уровня музыкального развития учащихся определенной возрастной категории. Он должен знать различные методы и приемы музыкально-познавательной деятельности школьников и уметь их соотносить с поставленными целями. Студент должен демонстрировать на примере изучаемого им в инструментальном классе музыкального произведения умения предвосхищать ситуации исполнительского и словесного контакта со слушателем.

Таким образом, можно констатировать, что в руках опытного преподавателя фортепиано, заинтересованного в реальном продвижении своего студента к вершинам не только исполнительской, но и педагогической деятельности, находится активное средство моделирования профессиональной среды в условиях учебного инструментального занятия.

Литература
1. Меженцева Г. Н. Дидактическое стимулирование профессионального самоопреде¬ления студентов в процессе педагогической практики : автореф. дне. ... канд. пед.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz