Понедельник, 28.05.2018, 10:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Бубен В.П. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время происходят существенные изменения в социально-экономических условиях жизни общества, перемены в социуме, которые отражаются на системе образовании вообще и музыкально-педагогическом в частности, ставят перед ним фундаментальные проблемы. Целью образования становится формирование образа человека, а образ - это выявление интересов и всей системы отношений личности к миру (Н.Н. Гришанович).

Музыкальное образование в полной мере разделяет проблемы, которые сегодня существуют в системе общего образования. В соответствии реалиям общественного развития и современным педагогическим воззрениям, «музыкальное образование - это планомерный, целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности, являющихся персональной, общественной и государственной ценностью, в котором личностью последовательно приобретаются (в государственных и негосударственных учреждениях) музыкальная грамотность и образованность, музыкально-профессиональная компетентность, музыкальная культура и менталитет» (Е.С. Полякова).

Изменения педагогических условий вызвало необходимость поиска новых решений проблемы формирования знаний, умений и навыков к профессиональной деятельности в школе, так как традиционные подходы, методики не в полной мере стали отвечать современным требованиям профессиональной подготовки студентов в вузе. Одной из существенных причин явилось то, что в традиционном обучении в качестве основной задачи считалось приобретение новых знаний, на их основе предполагалось освоить умения и до автоматизма отработать необходимые для данного предмета навыки. Однако при знаниевой ориентации не учитывались индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, поэтому данный подход признан неэффективным, так как обучение в целом не способствовало развитию, само-реализации личности и не отвечало современным требованиям образования. В настоящее время активно ведется поиск новых путей, способов формирования знаний, умений и навыков, идет процесс обновления его содержания, внедряются эффективные методики и технологии, программы, реализуются новые идеи и подходы, насыщенные творческими элементами в решении данной проблемы. Профессиональная музыкально-педагогическая подготовка в вузе должна осуществляться с учётом этих требований, быть школой развития системы обучения и личности студента.

Важность формирования инструментально-исполнительских умений студента объясняется рядом причин. Как показала практика, у многих студентов существует неверное, узкопрофессиональное представление о сущности инструментально-исполнительских умений, способах их формирования. Это негативно влияет на развитие их инструментального мышления, совершенствования искусства интерпретации, инструментально-исполнительской деятельности, качества профессиональной подготовки в целом. Сама процедура инструментально-исполнительской деятельности предполагает формирование художественных представлений о действиях и способах (операциях) их выполнения, то есть о том. что опосредует претворение цели в результат. Совокупность эмоциональных (художественных), интеллектуальных (умственных) и двигательных (моторных) способов действия составляет структурную основу инструментально-исполнительских умений и только лишь при условии качественного выполнения каждого компонента действия, возможно достижение ожидаемого результата.

Специфика инструментально-исполнительской деятельности состоит в ее полиструктурности и многоуровневости, в связи с чем модель формирования инструментально-исполнительских умений должна соотносится с моделями более высокого уровня: системой учебных занятий, адекватного воплощения художественного образа музыкального произведения, комплексного развития инструментально-исполнительской подготовки будущего преподавателя музыкального искусства и т. д. Важнейшей особенностью структуры дидактического процесса формирования инструментально-исполнительских умений является единство: усвоения и развития, преподавания и учения, требующее от педагога учета познавательных перспектив обучаемых, научно обоснованного выбора зоны их ближайшего развития (Л. С. Выготский). Качество сформированных инструментально-исполнительских умений обуславливает высокий уровень активности и самостоятельности в инструментально-исполнительской деятельности студентов, возможность достижения наивысших результатов в их обучении и развитии.

Современный педагог-музыкант должен быть способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям своей инструментально-исполнительской деятельности, самостоятельно ставить и оптимально решать проблемы в разных педагогических условиях. Инструментально-исполнительская деятельность требует от преподавателя музыкального искусства применения специальных систематизированных знаний, комплекса сформированных инструментально-исполнительских умений, обладающих высокой степени обобщенности и переноса на другие виды музыкально-педагогической деятельности. Поэтому от степени разработанности проблемы формирования инструментально-исполнительских умений студента музыкально-педагогического факультета зависит качество его инструментально-исполнительской деятельности в школе, соответственно и уровня его профессиональной подготовки.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz