Понедельник, 28.05.2018, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Дедук Л.Л. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Жанр камерно-инструментального ансамбля - один из самых демократичных; эта его особенность проявилась в традициях любительского домашнего музицирования. К сожалению, практика такого музицирования в той или иной мере будившего самостоятельную художественную инициативу, почти исчезла в наше время. Между тем, ансамблевое искусство - это самостоятельная область исполнительского искусства, основанная на равноправии, своего рода «полифонии» выявления творческих решений. Эра грамзаписи, радио и телевидения приглушила тягу к самостоятельному, в том числе и совместному, исполнительству как форме музыкального общения. Между тем, камерные составы с их компактностью и мобильностью обладают способностью приобщить слушателя-исполнителя к форме совместного исполнения.

Ансамблевое исполнительство открывает огромные возможности для расширения репертуара, стремления познания музыки, как исполнителями, так и слушателями. Особую роль обретает эстетическая значимость ансамблевой литературы, так как по многообразию и богатству жанров, художественной ценности она может сравниться лишь с фортепианной и вокальной. Ансамблевое исполнительство привлекает в равной мере, как серьезных, вдумчивых артистов, так и широкую публику. С точки зрения музыкального развития специалиста любого профиля, ранга и уровня, игра в ансамбле дает больше реальных возможностей.

Интенсивность ансамблевого музицирования в последние годы имеет общеисторический аспект. Стоит вспомнить, что XVII—XVIII вв. в музыке не наблюдалось дифференциации на сольную и ансамблевую. И та, и другая форма исполнительства являлась органической частью музыкальной жизни общества. Вместе с тем, именно искусство солистов привело к возникновению камерного ансамбля подразумевающего равноправие музыкальных партий и участников совместного исполнения. Что же касается результатов и значения все большего распространения в музыкальной практике камерно-инструментального исполнительства, то их трудно переоценить. Это — дальнейшее развитие слушательской культуры, вкуса и любви к подлинно прекрасному. Благодаря ансамблевому исполнительству воскрешено множество шедевров классической и современной музыки, оттесненных в прошлое значительным преобладанием сольного концертирования. И, конечно, это совершенствование самого ансамблевого мастерства, а вместе с ним - рост всей исполнительской культуры.

Изучение камерной литературы и приобщение к совместному творчеству должно начинаться как можно раньше и продолжать весь период инструментальной подготовки. При подборе участников ансамбля необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них, чтобы обеспечить полноценный творческий контакт. Это, прежде всего, уровень технической подготовки, эмоциональной культуры, а также психологическую совместимость. Совместная игра, прежде всего, дисциплинирует ансамблистов, воспитывает коллективную ответственность, умение трактовать и слышать свою партию как составную часть музыкального образа. При создании художественного образа происходит творческое взаимообогащение партнеров. Вот почему полезно соединять в один ансамбль исполнителей, обладающих ярким темпераментом и азартностью с теми,  кому  присуща  эмоциональная  сдержанность.  Ведь сама  специфика ансамблевого музицирования способствует воздействию более продвинутых, эмоционально ярких участников на более слабых, излишне уравновешенных.

Совместное музицирование способствует воспитанию у исполнителей, особенно пианистов, тембрального слуха. И в этом случае многотембровость звуковой палитры ансамбля зависима от инструментального состава: чем разнообразнее ансамбль (деревянные и медные духовые, струнные, фортепиано), тем сложнее задача собрать все в единый звуковой букет. Не касаясь чисто профессиональных аспектов (звучания, ритма, фразировки и т.д.), следует отметить, что ансамблисты вырабатывают в себе такие не менее важные профессиональные качества, как взаимозаменяемость и взаимопомощь. В этом случае на первый план выдвигается социально-психологический аспект в общении ансамблистов.

Очень важным является вопрос о порядке прохождения произведений в классе камерного ансамбля. И хотя в этой области возможны индивидуальные варианты, но общей тенденцией должно быть обращение на начальном этапе к венским классикам, где наиболее отчетливо выявляются основные принципы ансамблевой техники: ясность музыкальной формы и гармонической фактуры, ряд других стилистических черт. По возможности необходимо включать в репертуар сочинения, обладающие способностью увлечь участников ансамбля. За период обучения студенты должны познакомиться не только с различными музыкальными стилями, но и поиграть в различных инструментальных составах (от дуэтов до квинтетов, секстетов и т.д.).

Становление музыканта, безукоризненно владеющего навыками ансамблевой игры,— длительный и сложный процесс. Став творческой потребностью на всю жизнь, ансамблевое музицирование и камерная музыка окажут благотворное влияние на формирование художественных вкусов как слушателей, так и исполнителей.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz