Понедельник, 28.05.2018, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Дейнега Е.П. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦВЕТА И НАСТРОЕНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КУРСА ЖИВОПИСИ ДХШ
Обучение курсу живописи в ДХШ традиционно основывается на изучении и анализе произведений искусства. В основе данного подхода лежит частнодидактический принцип преподавания предмета: сочетание восприятия искусства с практической изобразительной деятельностью. «Развитие художественно-образного восприятия как основы формирования умений изобразительной деятельности, ... развитие художественных способностей детей в процессе восприятия ими эстетического в произведениях искусства ... формирование умения использовать художественные знания и навыки в практической деятельности» [1] -реализация этих целей обучения требуют проектирования специальных заданий курса живописи.

Среди дидактических задач курсов живописи (в ДХШ и классах с углубленным изучением изобразительного искусства) изучение взаимосвязи цвета и настроения в живописи - одна из основных, изучаемых в рамках учебной проблемы «Цвет». Освоение этой дидактической задачи в практике преподавания предмета также основывается на изучении и анализе произведений искусства. Перечень произведений искусства, включенный в действующие программы курсов, достаточно широк и позволяет предметом анализа избирать как пейзажные произведения, так и сюжетно-тематические колористические композиции

Взаимосвязь цвета и настроения в пейзажной и сюжетно-тематической живописи при восприятии произведения основывается как на колористических особенностях самого произведения, так и на особенностях восприятия ученика, зрителя. Не только содержание, сюжет произведения, но и настроение ребенка оказывают влияние на результат процесса восприятия «Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием» [2, с. 58].

Особенности анализа произведений живописи в курсе изобразительного искусства определяются в каждом конкретном случае дидактической задачей занятия. Так, при изучении, например, приемов передачи пространства в пейзажной живописи, объектом анализа произведения искусства выступают особенности передачи пространства в анализируемой на занятии картине. Взаимосвязь цвета и настроения как дидактическая задача определяет и выбор произведения учителем, и аспекты его анализа. Ограничение анализа произведения дидактической задачей занятия позволяет в значительной степени формализовать основные составляющие произведения, в данном случае его колорит.

Формализовать основные составляющие произведения позволяет применение распространенного в практике преподавания предмета приема создания "колоритки" -цветового выкраса (выполненной красками на отдельном небольшом листе бумаги абстрактной композиции, передающей особенности колорита произведения) анализируемой картины. "Колоритки" традиционно применяются на занятиях по живописи [3] и цветоведению в качестве дидактического раздаточного материала к выполнению некоторых заданий и упражнений (по восприятию и практических).

Вы красы-колорите и представляют собой особое применяемое в рамках учебного процесса средство обучения и контроля. Создаваемые специально к изучаемой теме, колоритки многообразны по степени сложности и параметрам колорита (основные составляющие, типы колорита и др.). Отношение цветов в колорите произведения является предметом анализа при выполнении выкрасов. При создании такой колоритки-выкраса осуществляются следующие действия:
взяв за основу анализа определенный сюжет произведения, мы описываем в терминах прилагательных его цветовое решение, определяем состав колорита, используя многообразные инструменты - цветовые модели, изменяя место расположения цветовых пятен, выполняем колористический выкрас, отвечающий   (соответствующий)   колористической   гамме   данного произведения
искусства.

Комплекс заданий и упражнений по живописи представляющий собой открытую структуру, может включать ряд заданий, направленных на изучение взаимосвязи цвета и настроения в живописи, и ряд упражнений:
1.    Основываясь на особенностях восприятия колористической гаммы данного произведения искусства, эмоционально воспринимая и правильно оценивая произведение, посильно выражаем своё отношение к нему; т.е. выполняем выкрас, характеризующий состояние, как самого произведения, так и ученика.
2.    Из предложенных учителем вариантов произведений выбираем пейзаж и берем за основу его сюжет, выполняем контурный рисунок создаваемой колористической композиции.
3.    Цветовое решение композиции основывается на использовании колорита, одного из двух вариантов выкрасов - цветового решения исходного произведения.

Практикующие педагоги могут проявить гибкость в применении отдельных структурных компонентов комплекса заданий и упражнений по живописи в ДХШ.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz